ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Жиганшина Е.И., руководитель МО классных руководителей

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности классных руководителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для классного руководителя, и для детей.   Так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения,  открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны  личности самого классного руководителя, наконец,  позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости,  что часто делает взрослого и ребёнка друзьями на всю жизнь. Это дает классному руководителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. При этом важно учесть, что:

-ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

-нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям обучающихся  реальная жизнь с  разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

-каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

-при отборе содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе:

а) в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

б) в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

в) с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

-наконец, классный руководитель ориентируется на приоритетные, наиболее популярные формы работы с сегодняшними детьми и подростками, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Во внеурочной  деятельности, как  у любого  социально-психологического культурологического  явления, есть свои формы и методы.

Методы внеурочной деятельности.

1.Метод поиска правильного решения. Включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска.

  1. Метод взрыва. Доведение до наивысшего эмоционального накала радости или переживаний ребёнка, создание ситуации, когда ребёнок как бы сам принимает правильное решение, что приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению.

3.Метод реконструирования. Создание положительных перспектив в жизни ребёнка, составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка.

4.Метод поощрения.  Грамоты, сюрпризы, подарки, поощрения в виде экскурсионных поездок, участия в праздничных мероприятиях, благодарность за групповую работу как в устной форме, так и с вручением похвальных листов, выпуск стенных газет с одобрением работы класса,

5.Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач. Синтез,  группировка, классификация, обобщение, самостоятельное формулирование выводов на основе наблюдений; передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов внеурочной деятельности  поэтапно; усложнение заданий

  1. Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне, эмоциональному общению во внеурочной деятельности. Беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения.
  2. Метод переучивания. Включение ребёнка в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны обучающегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления обучающихся.

8.Метод убеждения и переубеждения. Работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях. Беседы с приглашением взрослых товарищей. создание положительно общественного мнения на имение собственного взгляда на проблему, создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта, включение в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны обучающегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления обучающегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения.

9.Метод перевоспитания.  Вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где чётко оговорены права и обязанности каждого для всех, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, как члена коллектива, контроль  за деятельностью ребёнка как члена социума.

10.Метод «узнаю лучше – уважаю больше».  Коллективные посещения учреждений культуры, проведение достаточно количества внеклассных мероприятий с самоподготовкой к ним.

  1. Метод личного примера. Включение ребёнка в работу через подражание примеру взрослого, беседы с родителями о правильности трудового домашнего воспитания, проведение совместно с трудовых десантов, выездов на природу, где личным примером будут учить правилам поведения в лесу, лугу и т. д.

Форма это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В поисках формы  классный руководитель исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает  внешнее,  продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Форма  внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.

У формы есть еще одно ключевое назначение:

она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями.

  1.   Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.
  2.   Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца.
  3.   Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа.

Таким образом, форма – это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.

Форму внеурочной деятельности с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: учебно-познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, трудовая, физкультурно-оздоровительная и спортивная, общественно-патриотическая, досуговая,        лекционно-образовательная деятельность. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Учебно-познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах внеурочной деятельности, как экскурсии, олимпиады, лектории, недели книги , предметные  недели,библиотечные часы; фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик»), «Лучший выпускник школы», «Лучшее портфолио  ученика».

.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку обучающимися отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты, беседы о правилах безопасности дорожного движения; экологическая работа, праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций;

беседы о правилах поведения в общественном месте; работа с социально- неадаптированными подростками.

Общественная деятельность предполагает участие обучающихся  в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Классные руководители имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне города, области;

Трудовая деятельность. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства клумб, Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, фестивали профессий, выставки самоделок;.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность:

работа спортивных секций;  общеоздоровительная  работа; проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;проведение  внутришкольных и городских спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, шахматам и шашкам, спортивных эстафет; соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Общественно-патриотическая деятельность: «уроки мужества»;посещение городского  музея; экскурсионная работа; организация и проведение субботника по благоустройству школы. тематические вечера и праздники; военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», соревнования  «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать детям , однако классный руководитель  не должен быть посторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы КВНы, просмотр и обсуждение фильмов,. тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, «огоньки», круглые столы, дискотеки, посиделки, работа кружков и клубов по интересам, «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

 Лекционно-образовательная: проведение родительских собраний; лектории;

индивидуальная работа с родителями.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для  классного руководителя важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной деятельности с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации.

Коррекционная направленность внеурочной деятельности  состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная деятельность (в отличие от учебной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Классный руководитель должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *