Классный час «Вам, неизвестные солдаты, посвящаем…»

Терещенко И.В.,  учитель истории,

Классный час «Вам, неизвестные солдаты, посвящаем…»  

 

Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков; развитие уважительного отношения к ветеранам войны.

Ход

Ведущий 1.

Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны.

Ведущий . “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Звучит песня “Журавли”, (муз. Я Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Учитель. Могила Неизвестного Солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем. Кто он? Твой сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941-м.

Ученик 2 (читает). Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Ученик читает стихотворение С. Орлова.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Ученик 1. Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет: “Ты здесь лежишь… А я осталась… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал”.

Ученик 2. Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.

Ученик 1 . Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

Ученица. И старая мать, и пожилой мужчина долго сто у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.

!

Ведущий 2. Сегодня мы хотим поговорить о солдатах — о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир.

Звучит, музыка. Световые эффекты войны.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. Миллионы сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Ученик 1.

Снова майские зори в полях зацветут,
И вдоль старых окопов плывет тишина,
Там когда-то гремела большая война.
Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,
Разоренные утро и ночи без сна…
Наше детство огнём опалила большая,
Не по детскому росту война.

Ученик 2. Пионеры огненных лет — так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого… Дети войны… Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжёлую науку ненависти.

Ученица читает стихотворение Л. Татаренко.

Спят мальчишки в сиянии звезд…
Им — семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берёз,
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!
Спят мальчишки под сенью берёз,
Навсегда твёрдо сомкнуты губы, —
Не видать им ни солнца, ни звёзд –
Тише пойте, армейские трубы!

Ученик. А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Ученица. 9 апреля 1942 г. Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо… Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко дню Красной Армии, собирали подарки… На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!

Ученица. 15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек.

Ученик. В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий русскую женщину, мать, и надпись: “Дорогая наша мама! Наша победа — твоя наполовину!”. На священную войну, па подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано повзрослевших детей. В письмах неизменно стояли рядом два слова: “Мама, Родина”. Мать не просто провожала на войну — она провожала своих сыновей на подвиги!..

Звучит песня “Журавли”.

Ученица. Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные! Звучит фортепианная пьеса Шумана “Грезы”. На фоне м зыки ученица читает “Память войны” М. Садовского.

Ученик читает “Пути фронтовые” В. Матвеева.

Стираются лица, стираются даты,
Порой наша память не все сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснешься рукой,
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой…
Какими путями прошли мы, ребята,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты
Военных дорог никогда не забыть!
Далекое время нам кажется близким,
Да, нет очень многих друзей среди нас –
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ.
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого Мая салют над столицей,
Связавшей узлом фронтовые пути.
Пройдем всю страну мы от края до края,
Оставив, коль надо, родимый порог,
Чтоб мирно трудилась Отчизна святая,
Не зная беды и военных дорог.

Стихи звучат на фоне музыки (Шуман, “Грезы”). Ликующая, торжественная музыка завершает классный час.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *