Календарно-тематическое планирование к курсу Обществознания для 5 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова

Автор: Мурадян Л.М., учитель истории и обществознания

Календарно-тематическое планирование к курсу Обществознания для 5 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова

Пояснительная записка к планированию курса «Обществознание» для 5-го класса

Рабочая  программа по обществознанию для  5    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень),  Примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.    Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе  примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5 класса (2005г) и  программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2007).  Данные  программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

При изучении данного курса используется учебник  Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2014 год. Данный  учебник  вводит учащихся в проблематику   подросткового возраста, раскрывает  ученикам   расширенный круг социальных проблем, учащиеся познают полезность трудового обучения. Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как  добродетель: мораль и добро.  . Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 5 класса включает  изучение 6 тем: «Человек»,  «Семья»,  «Школа»,  «Труд»,  «Родина»,  «Добродетели». Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.

Курс обществоведения  в 5 классе ставит цели;

  • Создание условий для социализации личности;
  • Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;
  • Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  • Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

  • Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
  • Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

       Уметь:

  • Выделять главную мысль, составлять план;
  • Описывать изучаемый объект;
  • Сравнивать социальные объекты или источники;
  • Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков;  практическое занятие, игры-обсуждения.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.

Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих  технологий.

Планирование создано на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)

Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009

Базовый учебник и дополнительная литература:

Л.Н.Боголюбов Обществознание 5 класс М.: «Просвещение» 2014

 

 

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание»   для  5-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины Элементы содержания Элементы дополнительные Требования к уровню подготовки обучающихся Вид  контроля Материально-техническое обеспечение Домашнее

задание

Даты

 

1 Урок 1. Вводный урок Обществознание, гражданин Предмет обществознания. Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом  учебника, решать проблемные задания. Презентация к уроку Введение  
Тема 1.  Человек (5 часов)
2 Урок 2. Человек родился

Урок изучения нового  материала

Человек, животное, инстинкт, трудовая деятельность Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Актуализация знаний Схема эволюции человека. Таблица «Отличие человека от животного». § 1, задание 2  
3-4 Уроки 3-4. Человек и другие люди.

Урок исследование

Мотив, деятельность, человек Взаимоотношения человека с другими людьми Конфликты: «за» и «против» Знать проблемы взаимоотношений человека с другими людьми

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Устный опрос Портрет В.

Документы

§2, задание . 2, 4  
5 Урок 5. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек» Основные понятия темы Зачем человек рождается. Сходство и различия мира животных и мира человека. Общение. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Знать, сущность природы человека, его отличия от мира животных.

Уметь анализировать  текст, работать  в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять  и определять  уровень усвоения информации

Урок-игра Дидактический материал Повторить

§ 1-2, эссе «Не место красит человека…».

 
Тема 2. Семья (8 ч.)
6-7 Уроки  6-7. Семья – ячейка общества

Урок изучение нового материала

Семья, задачи государства, полные и неполные семьи Зачем люди создают семьи. Семья и государство.. Какие бывают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей Знать причины создания семьи, ее сущность и виды.

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Проверка эссе Стихи и афоризмы о семье. Отрывки из Семейного кодекса РФ. § 3, вопросы и задания. Составить синквейн «Семья»  
8-9 Уроки 8-9. Семейные заботы

Урок-практикум с элементами деловой игры

Семейное хозяйство, домашние обязанности Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Искусство ведения домашнего хозяйства Знать основы ведения домашнего хозяйства.

Уметь различать и сравнивать хозяйственные понятия, приводить примеры из жизни, работать с текстом

Устный опрос, проверка синквейна Выдержки из словаря Ожегова. Таблица «Семейный бюджет». § 4, вопросы и задания  
10-11 Урок 10-11. Дому нужен хозяин

Урок-практикум с элементами дискуссии

Рачительный хозяин, авторитет, деспот Семейное хозяйство. Расходы Доходы. Разумные потребности Семейное хозяйство и дети Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства.

Уметь  работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе

Устный опрос Текст Домостроя § 5, мини-проект «Моя помощь в семейном хозяйстве»  
12 Урок 12. Делу время, потехе час

Урок-исследование

Отдых, досуг Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Своими руками. Что такое хобби. Здоровый образ жизни. Свободное время и телевизор Знать, что такое свободное время и как его проводить с пользой.

Уметь проводить исследование, работать с текстом учебника, иллюстрациями

Проверка проектов Таблица «Распорядок дня». Текст «Режим дня» § 6, эссе «Как я отдыхаю»  
13 Урок 13. Повторно-обобщающий урок  по теме «Семья» Основные понятия темы Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Свободное время Кто главный в семье? Знать сущность понятия «семья», ее задачи и роль в истории.

Уметь анализировать  текст, работать  в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять  и определять  уровень усвоения информации

Урок-игра Дидактический материал Повторить § 3- 6  
Тема 3. Школа (4 ч.)
14-15 Уроки 14-15. Профессия – ученик

Урок-портрет

 

 

Школьное образование, учение, знания Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Знать сущность и основные этапы школьного образования.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Актуализация знаний Схема «Ступени школьного образования». Рисунок «Школа в разные эпохи» § 7, вопросы и задания Мини-проект «Идеальный ученик»  
16 Урок 16. Одноклассники, сверстники, друзья

Урок-анализ

 

Дружба, толерантность, уважение Ты и другие ребята Роль слова в отношениях с другими Знать основы правил поведения с одноклассниками и друзьями.

Уметь выработать нормированные позиции взаимоотношений членов коллектива

Проверка проекта Тест «Одноклассники» § 8, эссе «Мой лучший друг»  
17 Урок 17. Повторно-обобщающий урок по теме «Школа» Словарь терминов по теме Значение образования. Ступени школьного образования. Подросток в школе. Учёба – основной труд Проблемы общения в школе Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины Урок-игра Дидактический материал Проект «Школа будущего»  
Тема 4. Труд (5 ч.)
18-19 Уроки 18-19. Труд – основа жизни

Урок-практикум с элементами дискуссии

 

Труд, богатство и бедность Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает? Знать содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Значение труда

Уметь анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы, аргументировать собственную позицию.

Актуализация знаний Схема «Какой бывает труд». Рассказ «Чёрные руки». Пословицы и поговорки о труде § 9, вопросы и задания. Эссе «Профессии моих родителей»  
20-21 Уроки 20-21. Труд и творчество

Урок-исследование

 

Творчество, профессия Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Способности к творчеству Знать, что такое творчество и его особенности.

Уметь  работать в группе, анализировать текст, применять полученные знания на практике

Проверка эссе Афоризмы о профессии. §10, вопросы и задания  
22 Урок 22. Повторно-обобщающий урок по теме «Труд» Словарь терминов по теме Роль труда в жизни человека. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути. Труд – это благо или наказание? Знать сущность трудовой деятельности человека.

Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины

Урок-игра Дидактические материалы Подготовиться к выставке «Это сделано моими руками»  
Тема 5. Родина (8 ч.)
23-24 Уроки 23-24. Что значит быть патриотом?

Урок-проблема

Патриотизм, гражданин, Родина Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык -государственный. За что мы любим свою страну. Настоящий и фальшивый патриот Знать и понимать истинный смысл понятия «патриотизм». Уметь составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы Актуализация знаний Карта РФ. §11-12, Составить кластер «Патриот», синквейн «Родина»  
25 Урок 25. Символика России

Урок исследование

 

Герб России. Флаг. Гимн. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Отношение к символике Знать символику своей страны.

Уметь описывать и характеризовать символы своей страны, работать с текстом, выделять главное, анализировать и обобщать

Поверка творческого задания Иллюстрации, презентация к уроку § 13, создать герб своего класса  
26-27 Уроки 26-27. Гражданин – Отечества достойный сын

Урок-практикум с элементами дискуссии

 

Гражданин, Отечество, долг Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Знать сущность понятия «гражданин». Уметь приводить примеры достойного служения Отечеству гражданами страны. Работать в группе, аргументировать свою позицию Проверка творческого задания Презентация к уроку Таблица «Права и обязанности граждан» §13, вопросы и задания Мини-проект «Чем я могу помочь своему Отечеству?»  
28-29 Уроки 28-29 Мы – многонациональный народ

Урок-исследование

 

 

Народы, многонациональная культура, национальность Что говорит закон. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Мы — дети разных народов, мы — один народ!? Знать и понимать сущность понятия «многонациональный народ».

Уметь составлять план текста на основе прочитанного, работать  в группах, работать  с терминами

Проверка проектов Текст «Россия – многонациональная страна». Термины по теме. §14, вопросы и задания  
30 Урок 30. Повторно-обобщающий урок по теме «Родина» Словарь терминов по теме Наша Родина — Россия. Символика. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Я и Родина Знать сущность понятия «родина». Уметь  формировать и высказывать собственные суждения по теме Круглый стол Дидактический материал Повторить § 11-14  
Тема 6. Добродетели (3 ч.)
31 Урок 31. Человек славен добрыми делами.

Урок-проект

 

Добро, доброе, польза, ценности, мораль Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Золотое правило морали. Главное правило доброго человека. Знать свойства добра и доброго человека. Уметь описывать социальные объекты, работать в парах, исследовать предложенный материал Актуализация знаний по теме Рассказ «Счастливый принц». §15, вопросы и задания. Составить личный свод правил хорошего человека  
32 Урок 32. Будь смелым

Урок-практикум

 

Смелость, трусость, равнодушие Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Знать сущность понятия «смелость». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах. Проверка творческого задания Документы к уроку. §16, вопросы и задания

Мини-проект «Говорю «нет» злу»

 
33 Урок 33. Добродетели

Урок-анализ

 

Человечность, терпимость, добродетели Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам Знать сущность понятия «гуманизм». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах Проверка проектов Дидактический материал к уроку §15-16, акция «Прояви внимание к старикам»  
34 Урок 34. Итоговый урок Основные термины курса Семья, школа, добродетели, Родина, человек Проблемные вопросы курса Знать основные положения теоретического материала урока

Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах

Урок-путешествие по темам курса Презентация к уроку