«Дидактические игры по  развитию речи»

Сабаева М.А. воспитатель МДОУ «Детский сад № 181» г. Ярославль

Цель: Обогащать и развивать словарь детей. Формировать навыки активного использования всех частей речи. Формировать фонематический слух. Развивать голосовой аппарат.

Игра «Знакомство»

— знакомство по кругу. Передаем мяч по кругу, называя имена. Для закрепления ориентации в именах, можно предложить детям выполнить другое задание: «Назови соседа справа и слева от себя».

Игра «Подарок»

— ведущий мимикой и жестами изображает то, что он хотел бы подарить детям. Ребята должны отгадать, что это такое. Тот, кто отгадал, становится ведущим.

Игра «Звук играет в прятки»

— педагог показывает картинку с изображением сказочного героя. Дети называют первый звук в его имени, последний звук.

Игра «Узнай сказочного героя по словам»

— звучит песня сказочного героя, ребята угадывают, кто это. Например, «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот –плохо. (Кот Леопольд); «Пусть мама услышит, пусть мама придет.» (Мамонтенок) и т.д.

Игра «Подбери пару»

— педагог называет слова, а дети подбирают противоположные по смыслу: большой — ….(маленький), кислый — ….(сладкий), светлый — ….(темный), грустный — ….(веселый), храбрый — ….(трусливый), злой — ….(добрый) и т.д.

Игра «Поварята»

— педагог предлагает детям приготовить что-нибудь вкусное. Все встают в круг – это «кастрюля». Например, «суп» или «винегрет» или «салат». Каждый придумывает, чем он будет: «картошкой», «морковкой», «луком» и т.д. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается.

Игра «Комплименты»

— сидя в круге, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Человек, принимающий комплименты, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу.

Игра «Песенка по кругу»

— водящий выбирает вместе с детьми знакомую детскую песенку. Затем по кругу каждый игрок поет свою строчку. Последний куплет все поют хором.

Игра «Летает – не летает»

— педагог называет слова и предлагает «махать руками» в том случае, если предмет обозначает летающее насекомое или птицу или предмет.

Игра «Есть или нет?»

— дети встают в круг и берутся за руки. Водящий в центре. Он объясняет задание: если игроки согласны с утверждением, то они поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»

Есть ли в море корабли?

Есть ли спутник у Земли?

Есть у свинки пятачок?

Есть на удочке крючок?

Есть ли шерсть у петуха?

Из грибов вкусна уха?

Кот читает книжки?

Летают ли мартышки?

Есть в пекарне ли кузнец?

Все заметил? Молодец! ( Т. Кубышкина)

Игра «Пожалуйста»

— эту игру проводит педагог. Дети выполняют различные движения, если к просьбам прибавляется слово «пожалуйста».

Игра «Художник»

— ведущий – «художник» называет цвет, который ему сейчас нужен. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до него. Цвета периодически меняются, кто не успел – становится ведущим.

Игра «Будь внимательным»

— педагог называет родственников. Если родственник мужчина – дети должны приседать; если женщина – наклоны в стороны: тетя, дядя, дедушка, бабушка, племянница, внук, внучка, правнучка и т.д.

Игра «Какой – какая?»

— педагог задает вопросы: Дом из бревен, какой? Дом из камня, какой? Из кирпича, какой? Дом из железа, какой? Окна из стекла, какие? Пол из дерева, какой? Труба из кирпича, какая?

Игра «Один – много»

— педагог произносит слова в единственном числе, а дети – во множественном: стол – столы, кровать – кровати, диван – диваны, стул – стулья, шкаф – шкафы, полка — …. и т.д.

Игра «Что   с чем и кто с кем дружит?»

— дети должны дать полный ответ.

Стул «дружит» с кроватью или тетрадью?

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Полка «дружит» с книжкой или крышкой?

Сервант «дружит» с Людой или посудой?

Игра «Телефон»

— педагог произносит одно-, двусложные слова, например: лес, дом, сад и т.д., а вызванный ребенок «передает это слово по телеграфу», т.е. отхлопывает в ладоши количество слогов в слове.

Игра «Угадай по голосу»

— дети ходят по кругу со словами:

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Кто-то из детей называет водящего по имени. Он должен узнать, кто его назвал. Если водящий угадал, то становится в круг, а его место занимает называвший.

Игра «Один — одна»

— педагог называет в единственном числе предмет мебели мужского рода, а дети – женского: диван – кровать; стул – полка; шкаф – скамейка; сервант – тахта и т.д.

Игра «Измени слова»

— дети сначала преобразуют слово, произнесенное педагогом, в уменьшительно — ласкательную форму, а затем называют ее множественное число: шкаф – шкафчик – шкафчики; стол – столик – столики и т.д.

Игра « Из чего?»

— суп наливают из …. (кастрюли); мясо берут из ….(сковородки); кофе пьют из ….(чашки); Воду наливают из ….(ведра) и т.д.

Игра «Чем угостить друга?»

— дети составляют предложения по образцу: « Я угощу ….»

Игра «Подумай и ответь»

— котлеты варят или жарят? Хлеб ломают или режут? Сок пьют или едят?

Игра « Хлопки»

— дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук, названный педагогом.