Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В стране гномов».

Бурых Елена Владимировна, воспитатель, ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №3 г. Усмани. 

Цель: формирование коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  1. способствовать снижению напряжения детей (как эмоционального, так и физического), снятию зажимов;
  2. развивать способности понимания и выражения эмоций;
  3. отработать навыки координации совместных действий;
  1. сплочение детского коллектива.

  Ход занятия.

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте ребята, рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева и всем-всем-всем…

  1. Актуализация темы занятия.

— Ребята, готовы ли вы  отправиться в путешествие? (Да.) Тогда собираемся в дорогу. Надеваем кофточки, застегиваем пуговички (имитация одевания жестами и звуком). Обувь обувать будем? Конечно! Обуваем одну ногу, другую, завязываем шнурочки. Что  еще наденем? Курточки, замочки – «вжик». (Продолжается диалог с детьми и имитация движений). Ребята, а как лучше отправляться в путешествие – одному или с друзьями? (Конечно с друзьями.) Почему? (С другом никогда не бывает скучно. Если ты упал, друг поможет подняться, если устал – подставит своё плечо.)

На границе сказочной страны детей встречает персонаж – гномик (игрушка). Он сообщает, что просто так в сказочную страну не пропустит. Необходимо сказать волшебные слова, улыбнуться в его зеркальце, а в этом зеркальце отражаются только  добрые, вежливые дети, умеющие дружить. Волшебные слова: «« В зеркале я отражусь, прямо в сказке окажусь». ( Отметить, что  все дети отразились в зеркале гномика.)

— Итак, мы с вами —  в стране гномов. (Детям надеваются колпачки гномов.) В этой стране мы будем говорить вежливые слова, учиться дружить и дарить окружающим хорошее настроение.

  1. Основная часть.

        — Ребята, а кто такие гномы? Гномы – это маленькие, добрые, сказочные человечки. Они совершают добрые поступки и при этом стараются быть незаметными.

«Портрет гнома».

Гномы прислали вам свои портреты, но на них не хватает одной детали, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет;

То куда–то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться

Пусть тоска ее боится!

(Улыбка)

— Правильно, ребята, это улыбка!

Дети рисуют улыбку на лицах гномов. Затем оформляется выставка портретов.

Игра «Здравствуйте».

       — Какие слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте, добрый день, привет и т.д.) Как  вы приветствуете взрослых, например, вашего воспитателя? (Здравствуйте, Елена Владимировна.) Как вы приветствуете своих друзей, одноклассников? (Привет, Минора!) Произнося слова приветствия, вы пожимаете друг другу руку. В стране гномов здороваться можно не только за руку, но и плечом, пяточкой, спиной, щекой и т.д. Давайте попробуем:

Дети встают в круг, здороваются за руку, говоря при этом: «Привет (имя)!». Далее дети меняются местами, здороваются пяточками (спиной, плечом, щекой и т.д.), называя друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

 «Как говорят части тела».

В стране гномов происходят чудеса, там разговаривают с помощью частей тела. Хотите попробовать?

(Речь воспитателя сопровождается жестами.)

Покажите:

— как говорят плечи: «Я не знаю»;

— как говорит рука: «Садись!», «Иди сюда», «До свидания!»;

— как говорит голова: «Да», «Нет»;

— как ноги капризного ребёнка требуют: «Я хочу!», «Дай мне!».

Физкультминутка.

Отдыхая от забот,                  (руки у щеки)

Гномы водят хоровод.           (повороты на месте)

Дружно ножки выставляют, ( движение – «пятка, носок»)

Дружно ручки поднимают,   ( руки поднимают вверх)

Хлопают в ладошки               (хлопки в ладоши)

Взрослые и крошки.

Каждый улыбается,

В такт попасть старается.       (движение – «носок, пятка»)

 «Отгадай настроение».

Гномы — очень трепетные существа: подул холодный ветерок, и сразу настроение испортилось; выглянуло солнышко, и снова у гномов хорошее настроение. А как меняется ваше настроение? Покажите своё настроение при помощи карточек.

— распустились подснежники;

— пошёл проливной дождь;

— тебе подарили  конфету;

— ты разбил банку с вареньем;

— на твой подоконник села красивая бабочка;

— ты опоздал на автобус к бабушке;

— друг пожелал тебе доброго утра;

— твои новенькие туфельки малы;

— ты идёшь на прогулку;

— у твоей сестрёнки День рождения.

 «Вежливые слова в картинках».

Гномы – вежливые существа, они никогда не забывают говорить: «здравствуйте», «извините», «простите». Ребята, а какие вежливые слова вы ещё знаете? Но оказывается вежливые слова можно не только говорить, но и рисовать. Попробуйте отгадать, какие вежливые слова нарисовали гномы. Найдите картинки, соответствующие словам  «здравствуйте», «извините», «приятного аппетита», «с добрым утром», «спокойной ночи».

 «Будь внимательным».

А сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны. Я буду предлагать вам выполнить различные действия, если просьба с вежливым словом, то вы выполняете действие, если вежливое слово отсутствует, то не выполняете. Будьте внимательны.

 — встаньте, пожалуйста;

 — поднимите руки;

 — поднимите руки, пожалуйста;

 — опустите руки;

 — опустите руки, пожалуйста;

— похлопайте в ладоши;

— похлопайте в ладоши, пожалуйста;

— покружитесь;

— покружитесь, пожалуйста;

— потопайте ногами;

 — потопайте ногами, пожалуйста;

 — обменяйтесь с соседом по парте рукопожатием;

 — обменяйтесь с соседом по парте рукопожатием, пожалуйста;

 — садитесь;

 — садитесь, пожалуйста.

«Поздравляем».

              Кто из вас любит получать подарки? Так вот, гномы тоже очень любят получать подарки. Им нравится разворачивать яркие, хрустящие обёртки, открывать маленькие коробочки, заглядывать в праздничные пакеты и думать, а что же  там такое. Но ещё больше, вы даже не представляете, им нравится дарить подарки. Да, да, вы не ослышались, именно дарить. Тогда вот здесь (дети кладут руки на сердце), становится тепло-тепло, а настроение становится просто замечательным. Вот и сегодня гномы приготовили вам подарки. Вы можете поступить с ними так: подарить другу, подарить взрослому, оставить себе. Это ваш выбор. Подумайте, как вам поступить.

      Ребята, а какое слово говорят всегда, когда дарят подарки. (Поздравляем). Давайте проверим правильность вашего ответа, используя карточки с цифрами.

 

   1    2   3    4    5    6    7    8    9   10   11
  п    о   з    д   р    а    в    л    я    е    м

4.Итог занятия.

               Сегодняшнее занятие подходит к концу. На нём мы учились говорить вежливые слова, дружить и дарить окружающим хорошее настроение. А как это у нас получилось судить нашим гостям. А раз получилось:

«Мы сейчас ногами топнем – раз, два, три,

А потом руками хлопнем – раз, два, три,

Покачаем головой,

Все что мы сейчас узнали,

Заберем с собой домой!»

Пришло время возвращаться. Гномик просит улыбнуться в зеркало и сказать волшебные слова: «В зеркало я улыбнусь, снова в школе окажусь». Гномы дарят вам на память свои портреты, чтобы их улыбка всегда напоминала об этой встрече и побуждала совершать лишь добрые поступки.

Ритуал прощания: Все берутся за руки и произносят фразу:

«Нам вместе очень хорошо,

скорей увидеться б еще,

все получится у нас,

сегодня, завтра и сейчас!». Дети кладут свою ладонь поверх ладони другого и на последней фразе вскидывают их вверх.) Материалы с сайтов к разработке «В стране гномов».

Работа с родителями в ДОУ

Консультация для родителей «Как действовать, если дети не могут поделить игрушки?»
Сабаева М.А. воспитатель МДОУ «Детский сад № 181

Когда в семье несколько детей, неизбежно возникают споры вокруг игрушек. Первые столкновения начинаются уже тогда, когда малыш начинает ползать. Что делать? Есть несколько простых правил, которые помогут создать атмосферу мира и спокойствия в вашем доме.
ПРАВИЛО №1: ЕСТЬ ИГРУШКИ ЛИЧНЫЕ, А ЕСТЬ ИГРУШКИ ОБЩИЕ
При рождении второго ребёнка трудность заключается в том, что все игрушки воспринимаются старшим ребёнком, как личные. Не стоит создавать рядом вторую кучу только для малыша, пора строить общее пространство.
Личные игрушки ребёнка – это как личные вещи взрослого. Вы дадите своей сестре автомобиль или ноутбук только потому, что она младшая или очень громко требует? А если у вас вырвут из рук новенький iPhone и скажут, что вернут в целости и сохранности, только поиграют немножко, вам это понравится?
Нужно уважительно относиться к каждому члену семьи, даже самому маленькому. Выделите ребёнку ящик для его личных игрушек, пусть сложит в него всё самое дорогое. Объясните, что это его вещи и он сам вправе ими распоряжаться: давать или не давать другим, меняться или нет.
Что делать с другими личными вещами? Можно убрать в непрозрачные ящики и поставить повыше. Можно отложить вместе с другими «отдыхающими» игрушками в кладовку или иное место хранения.
Итак, в результате есть личный ящик малыша, а все остальные игрушки пусть по умолчанию воспринимаются детьми как общие.
ПРАВИЛО №2: НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЛИТЬСЯ И МЕНЯТЬСЯ
Не стоит излишне настаивать, угрожать, уговаривать. Будьте спокойны и уверенны. Проговорите правила общения в детской. Уясните их для себя.
Например, у нас кто первый взял, тот и играет. Другой ждёт или берёт что-то ещё. Можно меняться, можно договариваться. Драться, вырывать из руки, отнимать – запрещено.
«Как же дети смогут постоять за себя в детском саду или на улице?» – спросите вы. Я уверена в том, что детский сад и улица – это другая зона общения. В семье есть родные, все уважают друг друга, помогают и заботятся, живут все вместе и любят друг друга. Не станете же вы ругаться с мужем и родителями дома, чтобы суметь на работе перед коллегами постоять за себя! Оттачивать навыки конкурентной борьбы на близких совсем не обязательно. Лучше строить прочный тыл.
Дети быстро усваивают правила общения, если они не придуманы взрослыми для детей, а являются частью жизни взрослых и принимаются всеми.
Ребёнок с большей охотой делится своими игрушками, если знают, что их не отнимут. Хотите взять его личные и отдать другому ребёнку – спросите разрешения! Гарантируете вернуть – верните.

Однако не стоит у ребёнка разрешения давать младшему члену семьи любые вещи, тем более если они принадлежат вам (мамина кружка, папина ручка, кастрюля). В этом случае в ребёнке ещё больше укрепляется вера в то, что всё вокруг принадлежит ему.
ПРАВИЛО №3: ПРЕДЛАГАЙТЕ НЕ ОДИНАКОВЫЕ, А РАВНОЗНАЧНЫЕ ИГРУШКИ
Часто родители, стараясь избежать детских ссор, покупают дети одинаковые игрушки. Увы, это не всегда работает. Дети часто хотя иметь такие же вещи, как у других, это заложено в каждом на подсознательном уровне.
Ищите для них равнозначное вместо одинакового. Каждый ребёнок уникален. Вряд ли возможно (да и нужно ли), чтобы у ребёнка всё было такое же, как у брата или сестры. Стремление иметь всё одинаковое порождает борьбу, дети начинают считать и сравнивать: а сколько у него, а такое же? Здесь две полоски, а здесь одна, эта вещь целая, а тут надорвано.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
Дочке очень нравился синий цвет. Она носила синее платье, рисовала синих птичек, ела из синей тарелки. Стоит ли говорить, что вскоре за столом развернулась настоящая битва: все дети хотели есть только из синих тарелок! Не беда, подумала я, и купила в IKEA набор синих тарелок. Проблема решена? Нет, через три дня дочь заявила, что её любимый цвет – жёлтый, и борьба развернулась вокруг жёлтого комплекта посуды. К тому же дети выбирали лучшее место за столом и бежали со всех ног, чтобы занять его. Выход оказался прост: мы договорились, что за обедом дети выбирают, кто чем пользуется: лучшим местом, жёлтой тарелкой или жёлтым стаканом. И в течение дня они меняются. В результате все довольны!