Воспитательский час по теме: «Познавательная игра «Удивительная страна знаний!»

Пилипенко Наталья Юрьевна, воспитатель ГКУСО РО Новочеркасский центр помощи детям №8, город Новочеркасск, Ростовская область.

Цель: Развитие познавательной сферы

Задачи:

▪ Закрепить  знания воспитанников в области русского языка, математики, литературы, истории;

▪ Развивать внимание, память, мышление, речь;

▪ Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Возраст воспитанников: 12-13 лет

Ход занятия:

1.Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по Удивительной Стране Знаний и вспомним азы русского языка, математики, литературы и истории. Наше занятие пройдёт в игровой форме. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Желаю всем удачи!

2.Дополни.

▪ Трусливый, как…

▪ Голодный, как…

▪ Преданный, как…

▪ Грязный, как…

▪ Зубастый, как…

▪ Трудолюбивый, как…

  1. 3. Соедините половинки, чтобы получились слова.

ЛЫ                                   МА

САН                                 КИ

КОНЬ                              ЖИ

ЗИ                                    КИ

Воспитатель: — Молодцы.

4 Задание  .Дайте толкование фразеологизмов.

Как говорят о человеке:

– который часто меняет свои решения («Семь пятниц на неделе»);
– которого трудно заставить поверить чему-либо (Фома неверующий);
– кротком, безобидном, незаметном («Тише воды, ниже травы»);
– который чувствует большую неловкость («Готов сквозь землю провалиться»);
– очень болтливом («Язык без костей»);
– который испытывает чувство сильного испуга, ужаса («Волосы дыбом становятся»).

  1. 5. Блиц-турнир.

Отвечать нужно быстро и правильно.

▪ Большое полосатое животное? (Тигр)

▪ Крохотное существо, которое носит на себе домик? (Улитка)

▪ Лохматый, косолапый..? (Медведь)

▪ Друг крокодила Гены? (Чебурашка)

▪ Он говорит «Ребята, давайте жить дружно» (Леопольд)

▪ Она вместе с Львенком сочиняла и пела песенку? (Черепаха)

▪ Обидчивый попугай. (Кеша)

▪ Он не боится, когда ему говорят « Ну,… погоди»  (Заяц)

  1. Набор заданий.
  2. Начальные буквы имени и отчества называются …

а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.

  1. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это …

а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.

  1. Система взглядов на природу и общество есть …

а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д)   иллюзия.

  1. Гуманный — это …

а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.

  1. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется …

а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.

  1. Противоположностью понятия «лицемерный» будет …
    а) искренний; б) противоречивый;  в) фальшивый;  г) вежливый;  д) решительный.
  2. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о …

а) компромиссе;  б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии

  1. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это …

а) рациональность;  б) пассивность;   в) чуткость;  г) противоречивость;  д) черствость.

  1. Начитанность, глубокие и широкие познания – это…

а) интеллигентность;  б) опытность;  в) эрудиция;  г) талант; д) самомнение

  1. Этика — это учение о …

а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.

  1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.
  2. Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
  3. Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость; г) совершенство.
  4. Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
  5. Миф — а) древность; б) творчество; в) предание; г) наука.
  6. Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
  7. Эталон — а) копия; 6) форма; в) основа; г) образец.
  8. Социальный — а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.

19.Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.

  1. Эффективный — а) необходимый; б) действенный; в) решительный; г) особый.
  2. Игра «Пятый лишний»
  3. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
  4. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.

3.а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.

4.а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.

5.а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град,

  1. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15)

Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вместе с другом?  (10 минут)

Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?  (Сестра)

В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?  (Восемь)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?  (Юра)

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?  (Два)

Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа?  (Одинаково)

Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?  (Одна)

Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчика

(Два часа)

Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице?  (3x4x4+2=50)

Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

Один шофёр не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему?  (Шофёр шёл пешком)

Может ли дождь лить два дня подряд?  (Нет, между ними — ночь)

Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет?  (Пойдёт восьмой)

Запрыгнуть на ходу в него можно, а выпрыгнуть на ходу из него нельзя. Что это?  (Самолёт)

Два раза родится, один раз умирает. Кто это?  (Цыплёнок)

Что с пола за хвост не поднимешь?  (Клубок ниток)

Кто ходит сидя?  (Шахматист)

Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?  (Возраст)

На край стола поставили кастрюлю, плотно закрытую крышкой, таким образом, что две трети кастрюли свисало со стола. Через некоторое время кастрюля упала. Что в ней было?  (Лёд)

Чем больше из неё берёшь, тем больше становится… Что это?  (Яма)

Девочка упала со второго этажа и сломала ногу. Сколько ног сломает девочка, если упадёт с четвёртого этажа?  (Максимум одну, так как вторая нога уже сломана)

Мальчик идёт из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика?  (За 30 минут)

Где оказался Моисей, когда погасла свеча?   (В темноте)

В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живут 2 человека, на втором — 4 человека, на третьем — 8 человек, на четвёртом — 16, на пятом — 32 и т. д. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?  (Кнопка первого этажа)

Когда чёрной кошке лучше всего пробраться в дом?   (Когда дверь открыта)

Шел солдат мимо Эйфелевой башни. Достал ружьё и выстрелил. Куда он попал?  (В полицию)

Когда строят дом, первый гвоздь во что вбивают?  (В шляпку)

Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?  (Дорога)

На что больше всего похожа половина апельсина?  (На вторую половину апельсина)

Двое пошли — три груздя нашли. Следом четверо идут, много ли груздей найдут?  (Ни одного)

В коробке 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи, кроме 17. Сколько орехов осталось в коробке?  (Осталось 17 орехов)

К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?  (Холодильник)

Каким гребешком нельзя расчесаться?  (Петушиным)

В каком месяце 28 дней?  (В каждом месяце ест 28-е число)

Что сырым не едят, а сварят — выбросят?  (Лавровый лист)

Какой месяц короче всех?  (Май — в нём всего три буквы)

Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море? (Он намокнет)

Какой рукой лучше размешивать чай?  (Лучше все-таки размешивать ложечкой)

На какой вопрос нельзя ответить «да»?  («Ты спишь?»)

На какой вопрос нельзя ответить «нет»?  («Ты жив?»)

Какой нос не чувствует запаха?  (Нос ботинка или сапога, носик чайника)

Сколько яиц можно съесть натощак?  (Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)

Тебе дано, а люди пользуются. Что это?  (Имя)

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил, и аварии не произошло. Как ему удалось разглядеть старушку? (Был день)

Какое ухо не слышит?  (Ухо (ушко) у кружки)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

Как долго можно идти в лес?  (До середины леса, дальше уже выходишь из леса)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? Где вода столбом стоит? Что видно только ночью?  (Я сам) (В колодце) (Звёзды)

Летела стая уток: две впереди, две позади, одна посередине и три в ряд. Сколько их всего? (Три)

Шли столбцом сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?  (Трое)

Шёл муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем. Много ли всех?  (Трое)

Летела стая птиц, сели по двое на дерево — одно дерево осталось; сели по одной — одного недостало. Сколько птиц и сколько деревьев? (Три дерева и четыре птицы)

На что купец шляпу купил?  (На деньги)

По какой дороге полгода ездят и полгода ходят?  (По реке)

  1. Подведение итогов.

— Большое спасибо всем. Вы очень хорошо поработали, а теперь давайте все по кругу скажем, что вам показалось интересным и полезным, что нового вы узнали для себя на нашем занятии?

Литература.

  1. «Веселая грамматика» В.В. Волина. Издательство Москва «Просвещение» 1994 г.
  2. Развитие логического мышления. Л.Ф.Тихомирова.