Отовалиева Альфия Рамбердиевна, воспитатель МБДОУ «ДС «Теремок» г. Новый Уренгой ЯНАО Тюменской области
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно–пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО».
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и мы стараемся, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
- детский сад – второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Наша группа «Медвежонок» детского сада «Теремок» имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной, группового помещения. В ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.
В приемной оформлены уголок для родителей, уголок именинника, наши достижения, наши работы, фоторепортаж.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровой и спальной комнаты группового помещения состоит в том, что группа принадлежит детям, а значит, отражены их интересы. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Материалы в группе также воплощаются во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически. Например, в коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями. И в продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Стена «Копилка достижений» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике.
Развивающая предметно-пространственная среда группы организована так, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
В группе созданы центры и зоны, а их организация и расположение рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.
Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Каждая зона включает соответствующий материал. Весь материал функциональный, а не витринный: ребенку удобно взять, перенести с места на место. Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.).
Мы разделили групповое пространство на три части:
1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,
2) активную зону,
3) рабочую зону,
для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса.
Рабочая зона (50%) Здесь размещаются центры познавательного развития, науки, речи и грамотности, искусства, безопасности, патриотический, игротека, а также информационная доска, интерактивная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «мини-лаборатория» для занятия познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми.
Центр познавательного развития. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголок математики оснащен занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.
Центр науки включает в себя
энциклопедический материал, дидактические игры, детскую мини-лабораторию, пособия и атрибуты для познавательно-исследовательской деятельности, макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе.
Уголок безопасности включает в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Центр речи и грамотности включает
— пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, артикуляционной гимнастики, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями),
— материалы по подготовке детей к грамоте.
Центр творчества содержит материалы для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации; альбомы с образцами рисунков декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских; совместных работ детей и родителей).
Зона активной деятельности (30%), связанная с экстенсивным использованием пространства — активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, уголок дежурства, центры здоровья и двигательной активности.
Ведь игра — ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.
В последнее время большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому мы используем атрибуты для новых творческих игр.
Центры здоровья и двигательной активности содержат:
инвентарь и оборудование для физической активности детей,
нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группе, так и на улице.
Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», «Fun&bot», «Huno» и различными модулями.
Зона спокойной деятельности (20%) Здесь мы разместили центры книги, искусства, театрализованной деятельности, уединения, озеленения.
Центр книги включает:
уголок детской книги и детская библиотека. Размещение материалов рациональное и удобное для детей. Библиотеку сочетаем с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и кресла.
Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы музыкальной деятельности (магнитофон, фонотека музыкальных произведений);
театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносная ширма, которая используется как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом).
В группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, календарь природы, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо этого, она несет еще и эстетическую функцию. Вызывает у детей чувство радости, эмоциональное положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Конспект интегрированной непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи: Общение «День Победы» (RANDOM - 50%)