Гашникова Елена Николаевна, воспитатель, ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №3 г. Усмани
Цель занятия: формирование коммуникативных навыков общения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи:
— учить детей передавать различного вида эмоции, развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки, прививать привычку пользоваться вежливыми словами;
— корригировать речь детей, воображение, логическое мышление;
— воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение в общении со сверстниками и с взрослыми.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. На сегодняшнем занятии у нас присутствуют гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь.
Актуализация темы.
-Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала давайте узнаем, кто же пригласил нас к себе в гости.
У каждого на парте карточки с цифрами и буквами.
5 4 6 3 7 2 1 8
ы н ш л к о с о
Задание: расставьте цифры по порядку, начиная с единицы. Какое слово у вас получилось?
Солнышко. (На доску вывешивается грустное солнышко).
-Какое солнышко?
-Что же нам сделать, чтобы оно улыбнулось?
-Давайте мы с вами подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку. Ура, наше солнышко стало улыбаться! С улыбки надо начинать каждый
день, и тогда у вас все получиться! У вас сразу поднимется настроение, вам захочется сразу кому– нибудь помочь, вы будете слушаться своих учителей и воспитателей. И ваше хорошее настроение передастся окружающим.
-Ребята, наступила весна. Какие изменения в природе произошли? (Ответы детей).
Дни становятся все длиннее, растаял снег, на деревьях набухли почки и совсем уже скоро появятся листочки. Птицы возвращаются с теплых краев. Но самое главное — все ярче светит солнышко. И оно приглашает нас к себе в гости.
-Хотите в гости к солнышку?
Сообщение темы и целей занятия.
Наше занятие так и называется: «У солнышка в гостях». Но это будет необычное путешествие, во время которого поиграем, отгадаем загадку, нарисуем картинки-подарки для солнышка, покажем, как же можно общаться друг с другом без помощи слов, а так же вспомним, какие вежливые слова вы знаете.
-На чем мы сможем добраться до солнышка? (самолет, ракета, вертолет и т.д.)
-А отправимся мы с вами на воздушном шаре. (На доску вывешивается воздушный шар).
-Давайте создадим команду. Для этого вы берете свою фотографию, говорите: «В путешествие отправляется…» (называете свое имя и фамилию) и располагаетесь в корзине воздушного шара.
Игра «Голосок».
-А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете друг друга. Для этого мы выбираем ведущего, который с закрытыми глазами должен узнать товарища по команде. Дети по одному к нему подходят и называют по имени. Ведущий должен узнать своего одноклассника.
-Все на месте?
-Но что – то наш шар не поднимается! Давайте ему поможем подняться. Для этого нам надо сильнее подуть. Раз, два, три…
Релаксационная пауза.
Закрыли глазки. Представьте, как вы летите. (Звучит музыка).
-Вот наш шар оторвался от земли. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Летим. Дует легкий теплый ветерок. Внизу уже видна наша школа. Поднимаемся выше. Уже виден весь наш город, речка, лес. Как красиво внизу! Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие- легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Все ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глазки. Вот вы уже на самом небе среди облаков. Как вам наше путешествие?
-А сейчас, ребята, посмотрите на меня. Кому – то в нашем путешествии стало страшно! (Эмоция «страх»)
Покажите как нам бывает страшно. (Дети показывают).
-А это что? Кто – то уже плачет.
— Покажите, как вы плачете.-Ребята, но мы плакать не будем, так как уже до солнышка недалеко.
Игра в настроение.
Игра «Покажи настроение».
У каждого на парте карточки с различными эмоциями. На экране поочередно показываются люди с разными эмоциями. Задача детей – поднять карточку соответствующую изображению на экране и самим показать настроение, глядя в зеркало (удивление, грусть, злость, испуг, радость).
-Положите карточки перед собой.
-Какая карточка вам больше нравится? Улыбнитесь друг другу.
Загадка.
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе… (облака)
-Мы долетели до облаков. Смотрите как их здесь много!
Упражнение на развитие воображения.
-У каждого из вас на парте листочек с облаком. Подумайте, на что похоже ваше облако? Дорисуйте и раскрасьте. Расскажите, что у вас получилось (цветок, машина, груша, гриб, ежик…)
Физкультминутка.
Солнце, солнце высоко (на цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (приседание)
Звонко побежал ручей. (бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. (ходьба по кругу)
Игра «Покажи жестами».
Ведущий показывает какое – то действие. Остальные должны отгадать, что же он показывает (пляшет, играет в снежки, дерется, спит, кушает, умывается, пишет, стирает и т.д.).
Вот мы и добрались до солнышка.
-Что мы ему скажем при встрече? («Здравствуй, солнышко»)
-Как мы еще можем сказать солнышку при встрече? («Привет», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»)
Но в гости обычно ходят с подарками. Что же мы сможем ему подарить? Давайте подарим ему свои рисунки.
Что же солнышко нам скажет, когда получит подарки? (Спасибо)
Какие волшебные слова вы еще знаете? (Ответы детей).
Игра «Словарь вежливых слов».
Я начну, а вы мне помогайте.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (Добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… ( Спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (Простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят…(До свидания)
Игра «Продолжи фразу».
У каждого на парте карточки с картинками (мама, мяч, печка, колечко, огонь)
Задание: нужно поднять карточку соответствующую фразе:
С ласковое, как…
О круглое, как…
Л теплое, как…
Н золотое, как…
Ц яркое, как…
Е
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Дети становятся в круг и поочередно вытягивают в центр круга руки, таким образом, ладошка на ладошку, строится пирамидка. Дети должны почувствовать себя теплым лучиком солнца. Хором произносят:
-Раз, два, три!
Ярче солнышко свети!
И вот наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на землю.
Подведение итогов.
Рефлексия.
У каждого на столе два смайлика (грустный и радостный).
Те, кому понравилось наше путешествие, и со всеми заданиями справился, выберите радостный смайлик. Те, кому трудно было справляться с заданиями, — грустный.
- Классный час «Вам, неизвестные солдаты, посвящаем…» (50%)
- Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В стране гномов». (50%)
- Воспитательский час по теме: «Познавательная игра «Удивительная страна знаний!» (50%)
- Сценарий спортивного мероприятия для учащихся I ступени обучения, посвященный Дню защитника Отечества: «Папины сыночки» (50%)
- Классный час для 5 класса, посвящённый празднованию "Широкой Масленицы" (50%)
- Мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества «Мы растем достойной сменой» для детей с ОВЗ (RANDOM - 50%)