Мишанова Наталья Николаевна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад №119 «Оленёнок» г. Нижнего Новгорода.
Приобщение детей к истокам народной культуры проходит во все возрастные периоды: ранний возраст, младший, средний и старший дошкольный возраст.
Общеизвестно, что в каждом возрастном этапе развитие дошкольника есть свой круг образов, эмоций, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.
В раннем возрасте в звуках и красках предстаёт перед ребёнком первоначально мир родной семьи. Ребёнок слышит голос родного человека, ощущает его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, чувствует внимание к себе со стороны взрослого.
Колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие. Положительный эмоциональный фон создаётся благодаря тому, что исполняются эти песни тихим, ровным голосом, напевно и протяжно.
С помощью родителей уточняет название и месторасположение разных органов чувств и частей тела: « Покажи, где у тебя (у мамы) глазки, носик, ушки и т.д. Ребёнок делает простейшие физические упражнения: потягивание, сгибание и разгибание ножек и ручек. Часто эти упражнения взрослые сопровождают народными пестушками и потешками.
Данный вид народного фольклора имеет такую организацию текста, которая позволяет включать в неё имя конкретного ребёнка.
Чики-чики-чикалочки, едет Ваня (Таня, Катя, Саша) на палочке,
А Маша на тележке, щелкает орешки.
Использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы:
«Баю Машеньку мою».
В раннем возрасте ребёнок впервые знакомится с народными играми:
«Сорока», «Ладушки» и т.д. Помимо радости и удовольствия, которые несут эти игры, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём уроки эти простые, интересные, занимательные. Коза бодает того, кто молока не пьёт. В «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мезинца: «Ты воду не носил, дров не рубил, кашу не варил»(23,26)
В младшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает первоначальными представлениями о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище (изба); его устройство (пол, стены, потолок, крыша, окна), предметы быта (печь, стол, лавка, колыбель), домашняя утварь, посуда (миска, горшок, ложка, самовар); домашние животные( кошка, корова, петух); музыкальные инструменты( свистулька, бубен); праздники(Новый год, Масленица); игрушки( матрёшка, лошадка, кукла); песни, потешки, сказки.
Различает и называет обозначенные атрибуты и некоторые их функции в жизни и на картинках. С удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвует в праздниках. Проявляет положительные эмоции в процессе восприятия русских народных сказок, мелодий. Отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой.
В среднем дошкольном возрасте формируются дифференцированные представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры: подворье (изба, хлев, баня, амбар, колодец), основные виды традиционного труда (строительство дома, выращивание и сбор урожая, приготовление еды, одежды), предметы труда (топор, пила, прялка, веретено), предметы быта (сундук, коромысло), посуда (кринка, блюдо, ваза, чашка, ушат, корчага), костюм (рубаха, сарафан, кофта, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун), домашние животные (коза, корова, собака, лошадь, куры, гуси, утки), национальная кухня (блины, пироги, щи, куличи, мёд, кисель), народные праздники (Капустка, Новый год, Святки, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье);
Понимает нравственную ценность фольклора (пословицы, поговорки, сказки), народных праздников. Проявляет положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения.
Устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду. Проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества.
Умеет соотносить влияние природы и социальных факторов на явления и ситуации, описанные в пословицах, поговорках, сказках.С удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах. Стремится к участию в традиционных праздниках;
Проявляет интерес к ряжению в русские традиционные костюмы. Бережно относится к окружающим предметам народного быта, костюма, произведениям народного творчества. В старшем дошкольном возрасте приобретает дифференцированные знания о назначении избы, её убранстве; особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, изготовления предметов быта; о закономерном расположении вещей в доме; о функциях построек (хлев, амбар, баня); о различных видах труда ( земледелие, ткачество, строительство, гончарное дело, кузнечное дело), их назначении, используемых инструментах; о национальной одежде; о значении природы в жизни человека; о народном творчестве, его разновидностях (устное, декоративно – прикладное, музыкальное); о языческих и христианских праздниках;
Умеет устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и видами труда людей; между качеством труда и его результатом; между разными видами народного творчества. Проявляет устойчивый интерес к различным объектам русской традиционной культуры. Ориентируется на выделении эстетического начала в восприятии произведений русского народного творчества. Осознаёт эстетическую и нравственную ценность произведений русского народного творчества, русской природы;
Руководствуется в своём поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве. Владеет способами ношения традиционной одежды. Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества. Владеет навыками народной росписи, умеет определять специфику её отдельных видов. Владеет доступным языком фольклорных произведений. Умеет рассказывать народные сказки, уместно использовать пословицы, поговорки;
Проявляет интерес к истории своего города, края. Имеет дифференцированные представления о своём крае как части России, об истории возникновения родного города, о его знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде людей. Проявляет заботу о чистоте, порядке в своём микрорайоне, городе. Испытывает чувство удовлетворения от рождения и проживания в родном городе, проявляет потребность в передаче информации о нём.
- Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт — Петербург 1999
- Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- НОД « Ничего я не боюсь – один дома остаюсь!» (RANDOM - 50%)