Проект “ВРЕМЕНА ГОДА В МИРЕ ЖИВОТНЫХ”

 

Федорова Ирина Александровна,

 

Проблема:  отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

 Цель проекта: ·

  1. создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны;
  2. изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

 Задачи проекта:

  1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
  3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
  5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
  6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

Тип проекта:

  • Познавательный,  опытно -экспериментальный
  • По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта:  дети средней группы “Мальвина”, родители и воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

  1. Разработать экологическую тропу;
  2. Создание «Волшебной поляны»,  как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов  и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае;
  3. Создать условия для совместной  исследовательской и трудовой деятельности по экологическому воспитанию.

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).

  1. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  2. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
  3. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Описание проекта

1 этап —  создания и оформления экологической тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех т«Станций» тропинки».

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию»

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «Станции».

Общие рекомендации по работе с детьми  на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Виды «Станций»

По экологической тропе дети проходят по видовым «Станциям» в виде красивых указателей. Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.

В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:

  1. «Птичья столовая»
  2. «Деревья и кустарники»;
  3. «Здоровье»;
  4. «Волшебная поляна»;
  5. «Опытно –экспериментальная площадка» — для узучения растений,

воды, воздуха,  почвы:

— на  участке  (частично в группе)

— в  песочнице.

2 Этап  — реализация проекта

Работа с детьми и  родителями:

  • Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками;
  • Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы );
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми.
  • Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок.
  • Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина.
  • Продуктивная деятельность:

— изготовление альбома  наблюдений;

— изготовление книги «Деревья и кустарники  нашего детского сада».

— рисование  плакатов «Защитим нашу планету» — сотворчество детей

и родителей;

—  выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на природе»   — сотворчество детей  и воспитателей.

— конкурсы  рисунков  «Мое любимое дерево» – домашнее задание.

— составление гербария из листьев деревьев

  • Викторина   — старшие группы
  • КВН   —  две параллельные подготовительные группы.
  • Лаборатория (опыты и эксперименты);
  • Экологические дидактические игры;
  • Выставка «Поделки из природного материала» — сотворчество детей и родителей
  • Эколого-познавательные: музыкальный праздник: «Русская береза»

По работе с детьми прилагаются:

— Конспекты по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками; КВН, викторина, эколого-познавательные  музыкальный праздник, стихи, загадки, пословицы, экологические  подвижные и дидактические игры; спортивный досуг.

1 станция «Птичья столовая» — — «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц),акция –сбор корма для птиц.

Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц,  их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.

2 станция –«Деревья и кустарники»  — наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.

Словарная работа:

Берёза,  березовая роща, , дуб, дубрава,   сосна, сосновый бор,

лиственный лес,  хвойный лес, смешанный лес, аллея,  листопад.

Береза, клён, рябина, тополь, ива

Части дерева: ствол, ветки, листья, почки, побеги.

3 станция — «Здоровье» — проведение экологических подвижных игр, физкультминуток,  досуга — представление возможности для  психологической разгрузки.

4  станция «Волшебная поляна»  — место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов  и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае:

-НОД

-Вечер стихов: по теме, о природе

— Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной

для  детей литературы);

— Чтение художественной литературы;

— Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок

5 .Опытно –экспериментальная площадка  для узучения растений,  воды, воздуха,  почвы.  Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир

— на  участке  (частично в группе)

— в  песочнице.

Конспекты опытов  —  в приложении

3 Этап –заключительный

  • Выставка: «Поделки из природного материала»  — сотворчество детей и родителей
  • Продуктивная деятельность:

— изготовление альбома  наблюдений;

— изготовление книги (по придуманным сказкам детей совместно

с родителями)   «Деревья и кустарники  нашего детского сада» —

сотворчество детей  и воспитателей.

—  выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на

природе»   — сотворчество детей  и воспитателей.

  • Викторина   — старшие группы
  • КВН   —  две параллельные подготовительные группы.

Предметная область

Межпредметный  проект  («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)

Техническое оснащение

  • Аудио и видеотехника, мультимедиа.

Информационное оснащение

  • Детская литература, энциклопедии, видеоматериалы:  «Красота нашего края»,    «Путешествие капельки», ресурсы Интернета по тематике проекта.