Федорова Ирина Александровна,
Проблема: отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Цель проекта: ·
- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
- изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Тип проекта:
- Познавательный, опытно -экспериментальный
- По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы “Мальвина”, родители и воспитатели группы.
Предполагаемый результат:
- Разработать экологическую тропу;
- Создание «Волшебной поляны», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае;
- Создать условия для совместной исследовательской и трудовой деятельности по экологическому воспитанию.
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Описание проекта
1 этап — создания и оформления экологической тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех т«Станций» тропинки».
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Станцию»
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «Станции».
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Виды «Станций»
По экологической тропе дети проходят по видовым «Станциям» в виде красивых указателей. Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.
В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:
- «Птичья столовая»
- «Деревья и кустарники»;
- «Здоровье»;
- «Волшебная поляна»;
- «Опытно –экспериментальная площадка» — для узучения растений,
воды, воздуха, почвы:
— на участке (частично в группе)
— в песочнице.
2 Этап — реализация проекта
Работа с детьми и родителями:
- Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками;
- Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы );
- Чтение художественной литературы
- Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми.
- Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок.
- Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина.
- Продуктивная деятельность:
— изготовление альбома наблюдений;
— изготовление книги «Деревья и кустарники нашего детского сада».
— рисование плакатов «Защитим нашу планету» — сотворчество детей
и родителей;
— выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на природе» — сотворчество детей и воспитателей.
— конкурсы рисунков «Мое любимое дерево» – домашнее задание.
— составление гербария из листьев деревьев
- Викторина — старшие группы
- КВН — две параллельные подготовительные группы.
- Лаборатория (опыты и эксперименты);
- Экологические дидактические игры;
- Выставка «Поделки из природного материала» — сотворчество детей и родителей
- Эколого-познавательные: музыкальный праздник: «Русская береза»
По работе с детьми прилагаются:
— Конспекты по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками; КВН, викторина, эколого-познавательные музыкальный праздник, стихи, загадки, пословицы, экологические подвижные и дидактические игры; спортивный досуг.
1 станция «Птичья столовая» — — «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц),акция –сбор корма для птиц.
Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.
2 станция –«Деревья и кустарники» — наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.
Словарная работа:
Берёза, березовая роща, , дуб, дубрава, сосна, сосновый бор,
лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, аллея, листопад.
Береза, клён, рябина, тополь, ива
Части дерева: ствол, ветки, листья, почки, побеги.
3 станция — «Здоровье» — проведение экологических подвижных игр, физкультминуток, досуга — представление возможности для психологической разгрузки.
4 станция «Волшебная поляна» — место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае:
-НОД
-Вечер стихов: по теме, о природе
— Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной
для детей литературы);
— Чтение художественной литературы;
— Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок
5 .Опытно –экспериментальная площадка для узучения растений, воды, воздуха, почвы. Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
— на участке (частично в группе)
— в песочнице.
Конспекты опытов — в приложении
3 Этап –заключительный
- Выставка: «Поделки из природного материала» — сотворчество детей и родителей
- Продуктивная деятельность:
— изготовление альбома наблюдений;
— изготовление книги (по придуманным сказкам детей совместно
с родителями) «Деревья и кустарники нашего детского сада» —
сотворчество детей и воспитателей.
— выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на
природе» — сотворчество детей и воспитателей.
- Викторина — старшие группы
- КВН — две параллельные подготовительные группы.
Предметная область
Межпредметный проект («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)
Техническое оснащение
- Аудио и видеотехника, мультимедиа.
Информационное оснащение
- Детская литература, энциклопедии, видеоматериалы: «Красота нашего края», «Путешествие капельки», ресурсы Интернета по тематике проекта.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Пальчиковая гимнастика в средней группе (RANDOM - 50%)