Кияница Елена Александровна, воспитатель,ГБСУСОН «Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВОК»
- СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности инновационного проекта
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача — создать у воспитанников, прежде всего, установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания детей является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно — действенного и эмоционально — чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание воспитанниками элементарных взаимосвязей, существующих в природе и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Гарденотерапия(лечение садом,растениями)-это особое направление психосоциальной,трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства,развития,получения экологических знаний,оздоровления.Общение с природой дает множество положительных эмоций,так необходимых детям с ТМНР.
Как утверждают психологи,в ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты природы на психику ребенка.Ухаживая за цветами,дети преодолевают замкнутость,неуверенность в себе и просто радуются жизни.Именно этот момент важен в реабилитации.
Данный проект также помогает детям с ТМНР больше узнать об окружающем их растительном мире на примере комнатных и клумбных растений, проявить свою творческую активность, обрести уверенность в своих собственных силах, благоустроить детский дом, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, привлечь к этой работе большее количество детей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности, что крайне необходимо для детей с ОВЗ. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в детском доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин. По его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
По мнению академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к социализации на основе экологического воспитания.
Задачи:
Образовательные
- Расширение знаний детей о растениях;
- Формирование представлений об их значимости;
- Развитие практических навыков ухода за растениями;
- Развитие инициативы и творчества воспитанников через организацию социально-значимой деятельности;
- Привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем экологии через разработку и реализацию социально-значимых проектов;
- Укрепление сотрудничества воспитанников и педагогов.
Воспитательные
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание экологически грамотной личности.
1.3.Методы реализации проекта:
- словесный;
- проектирование;
- исследовательский;
- стимулирование и мотивация интереса к проекту;
- анализ литературы по теме проекта;
- индивидуальные и групповые консультации;
- обобщение и анализ опыта работы.
1.4.Виды деятельности
- учебно-игровая;
- исследовательская, коммуникативно-диалоговая;
- практико-ориентированная;
- проектная.
1.5.Сроки реализации проекта: февраль – сентябрь 2016 года.
1 этап – подготовительный – февраль 2016 года;
Цель: создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников.
Задачи:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей, в частности о комнатных растениях;
- Разработка диагностических материалов и выявление уровня знаний воспитанников по поставленной проблеме;
- Разработка плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
- Ознакомление участников проекта с планом работы.
- Распределение обязанностей.
Содержание деятельности
- Сбор литературы о комнатных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
- Беседа на тему «Что будет, если…»
- Экскурсия в зимний ботанический сад.
2 этап – практический – март — август 2016 года
Цель: реализация данного проекта путем совместной экспериментально – практической деятельности воспитанников и педагогов.
Задачи:
- Осуществление апробации разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
- Использование интеграции образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
- Проведение практических занятий и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);
- Изготовление иллюстрированного детскими рисунками альбома «Наши комнатные растения».
- Составление картотеки комнатных растений в детском доме — интернате.
- Составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта.
Содержание деятельности
- Подбор комнатных растений
- Опытно-экспериментальная деятельность: посадка комнатных цветов и уход за ними.
- Экологический праздник «День Земли»
- Экологическая акция «Украсим планету цветами».
- Экскурсия «Наш цветущий город».
- Конкурс рисунков на тему «Прекрасное рядом».
- Создание картотеки экологических игр.
3 этап – аналитический – сентябрь 2016 года
Цель: обобщение и распространение опыта работы.
Задачи:
- Выявление уровня знаний воспитанников по поставленной проблеме;
- Обобщение результатов деятельности по теме проекта;
- Определение наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта;
- Подготовка методических материалов.
Содержание деятельности
- Презентация проекта «Зеленый островок»
- ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
Наименование риска | Анализ причин его возникновения | Механизмы минимизации |
1. Отсутствие мотивации у воспитанников в исследовательско – поисковой работе. | Отсутствие системы в работе по данному направлению в учебном заведении. | -Активизация деятельности объединения, пропаганда экологической культуры у детей и молодежи, исследовательско – поисковые работы, создание ситуации успеха. |
2. Отсутствие мотивации у педагогов к разработке проектов. | Отсутствие системы в работе по данному направлению в учебном заведении. | Материальное стимулирование. Обучение педагогов по данной проблеме. |
3. Взаимодействие с социумом. | Нарушение связей по субъективным и объективным причинам | Укрепление связей за счёт взаимовыгодного сотрудничества |
3.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В результате реализации проекта:
- Формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с окружающей средой;
- улучшение состояния речевой активности и психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снижение уровня тревожности и позитивное влияние на эмоциональное самочувствие детей;
- повышение интереса воспитанников к изучению экологических проблем своего города, проявление чувства патриотизма к своей малой родине через систему творческого участия в экологической деятельности, направленной на благоустройство и озеленение детского дома — интерната;
- умение совершенствовать и применять свои знания в жизни;
- презентация итоговых материалов проекта в интернет – ресурсах;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Продукт проекта: оформленный зеленый уголок, презентация проекта, методические материалы, альбом «Наши комнатные растения», иллюстрированный детскими рисунками, картотека комнатных растений, картотека дидактических игр по экологии.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
- Рост интереса воспитанников к изучению экологических проблем города, проявление чувства патриотизма к своей малой родине.
- Наличие знаний о видах комнатных растений и способах ухода за ними.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Дополнительная общеразвивающая программа (50%)
- Конспект занятия по теме "Создание коллажа" по программе «Юный информатик» первый год обучения (RANDOM - 50%)