Выступление на методическом совете по теме: «Метапредметный подход  на уроках математики»

Каменева Ирина Олеговна, учитель математики,

МБОУ Александровская  СОШ.                                                                

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств. К сожалению, в системе образования господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. « Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?» «Мета» — «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета. ( от греч. «мета» – то, что стоит «за»). Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок.  Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

При таком подходе меняются требования к роли учителя, который становится организатором, наставником, сопровождающим и направляющим самостоятельную деятельность и развитие личности ученика.

Роль учителя в учебном процессе существенно меняется: его главная задача теперь – обеспечивать условия для оптимального удовлетворения  запросов учащихся и помогать становлению их личности. Технологично эта роль проявляется в том, что учитель:

— в первую очередь становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;

— осуществляет мотивационное управление учением школьников;

— основная его деятельность в процессе обучения – оказывать педагогическую помощь и поддержку, создавать ситуации успеха;

— демонстрирует полное доверие ребенку, веру в его возможности;

— участвует в групповых формах деятельности равноправным активным сотрудником;

— откровенно высказывает собственную позицию и т.д.

В настоящее время начинает доминировать понимание развивающего обучения как такого, которое обеспечивает развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя. Обучение с такой направленностью принято называть личностно-ориентированным.

На своих уроках я применяю элементы технологий личностно-ориентированного обучения и метапредметной технологии.

 

Хочу показать элементы этих технологиий на нескольких примерах.

Например, тема функции — одна из ключевых тем алгебры, и одна из самых сложных тем. Само слово функция ассоциируется у  уч-ся с чем — то сложным и непонятным. Если начать изучение темы со строгого математического понятия функции, то можно не ожидать понимания со стороны уч-ся. На первом уроке я рассказываю о различных жизненных ситуациях, в которых прослеживается зависимость одной величины от другой:  количество купленного товара от наличия денег, пройденный путь от скорости или от времени, привожу примеры известных русских поговорок: «тише едешь — дальше будешь», «чем дальше в лес, тем больше дров», «каши маслом не испортишь» и т.д. Прошу детей привести свои примеры зависимостей. Были такие примеры: настроение от погоды, оценка от времени потраченного на уроки, фигура от занятий спортом, температура воздуха от времени суток или времени года, в конце концов пришли к выводу, что вся жизнь — это зависимость различных факторов. Мы тоже являемся функцией многих переменных, одна из которых – время. Проходят годы, и мы меняемся. Мы также зависим от своей наследственности, от книг, которые мы читаем, от температуры окружающей нас среды и от многих других факторов.  Затем говорю, что функция, это и есть зависимость двух величин, что это не что иное, как математическая модель реальной ситуации, выраженная с помощью формулы. Например, известная из начальной школы формула пути s=vt при известном значении постоянной скорости является функцией пути от времени. С помощью этой формулы можно находить пройденный путь в зависимости от затраченного времени. При таком подходе у уч-ся не возникает страха перед изучением новой темы, они понимают значение термина, осознанно выполняют задания на нахождение значений функции, с интересом строят графики функций, понимают свойства. А главное осознают, что это не абстрактное понятие, а реальный инструмент для изучения различных жизненных процессов. Так при дальнейшем изучении темы функция, когда речь пойдёт о квадратичной функции, достаточно сказать, что зависимость пути от времени может быть не обязательно прямой и привести пример траектории фонтана или любого тела, брошенного под углом к горизонту(например мяча). И тогда на уроках физики детям будет более понятной тема, связанная с ускорением свободного падения и т.д.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. С этой  проблемой, безусловно, сталкивались все. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как  там дальше будет проходить его  развитие. Развитие мышления. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. И если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим,  он, к сожалению,  не получит от нас ясного ответа.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Мы считаем, что  главное – это хорошо знать свою область предметного знания и поменьше углубляться в чужую.

Конечно, если начать урок с определения, которое надо записать и выучить: уравнение с двумя переменными вида у=f(x), где каждому значению х из некоторого множества чисел поставлено в соответствие единственное значение у, называется функцией, а затем потребовать выучить и применять алгоритм нахождения значений функции при заданном значении аргумента,  то в успехе можно сомневаться.

На уроках закрепления изученного материала использую приём, который позволяет ученикам показать все свои знания, так сказать, выговориться (пример презентации). Показываю перспективы обучения(пусть даже ближайшие-сдача экзамена, получение аттестата)

На своих уроках я поощряю различные способы решения одной задачи. Ведь в жизни часто приходиться находить разные способы выхода из различных ситуаций. И если на контрольной работе ребята решают задачи разными способами, то на уроках анализа к.р. я обязательно об этом говорю, показываю эти способы, хвалю детей за то, что они мыслят самостоятельно, не подсматривают решение у своих одноклассников. Это очень нравится детям, и они всегда стараются предоставить своё решение. Например в 8а классе…(задача на нахождение площади параллелограмма), или решение систем уравнений(различные способы подстановок). Потом анализируем какой способ более эффективный, экономичный, красивый.

Метапредметная технология способствует преодолению в сознании школьника разрыва мира на отдельные предметные области. И именно на метапредметном уровне человек может приобщиться к мысли, что мир (и человек) при всей своей противоречивости и сложности един и целостен.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Именно поэтому в КИМах для ГИА появился раздел «реальная математика», где собраны задачи с практической направленностью. Для решения этих задач выпускники должны чётко понимать связь между реальными жизненными ситуациями и математическим аппаратом. Понимать, что знания, полученные на уроках математики, они смогут применить в жизни.

Выше я говорила о том, что учитель должен оказывать педагогическую помощь и поддержку, создавать ситуации успеха, поэтому в процессе обучения обязательно надо учитывать  индивидуальные особенности каждого ученика, объединять  в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.  Для учеников со слабой математической подготовкой я делаю задания с печатной основой (плохо владеют чертёжными инструментами), на контрольные работы-задания по образцу. И если такие дети получают положительную оценку, они радуются, и у них не формируется комплекс  двоечника. Т.е создаётся учителем ситуация успеха.

При таком подходе нужно, конечно, пересмотреть систему оценивания: при разработке контрольных работ необходимо очень тонко дифференцировать материал, с учётом уровня обязательной подготовки уч-ся и уровня возможности. По такому принципу были разработаны полугодовые контрольные работы.