Конспект мероприятия по речевому развитию по теме: «Путешествие в зимний лес»

Дерябина Екатерина Александровна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №32» город Стерлитамак.

«Путешествие в зимний лес».

Цели:

Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.

Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные».

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Макет зимнего леса, кукла «Незнайка», картинки и игрушки диких животных, снежинка.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

—  Посмотрите, какая красивая снежинка. К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме. ( Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга…)

— А теперь давайте вспомним стихи о зиме.

Сюрпризный момент.

— Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и логопед выставляет макет зимнего леса).

—  Посмотрите, куда мы попали? Мы попали в лес.

—  Какое это время года?

—  Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу? (В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.)

—  Как назвать этих животных одним словом?

—  Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

—  Почему, как вы думаете? (Медведи и ежи зимой спят.)

Основная часть.

(Раздается стук в дверь, входит «Незнайка»).

Незнайка: Здравствуйте, ребята, я принес для вас загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это… (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса).

Незнайка: Молодцы, ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят. (У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.)

Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных? (Тело животных покрыто шерстью.)

Незнайка: Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

(Незнайка просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе).

Игра «У кого кто?»

Незнайка: У всех животных есть свои детишки! А вы знаете кто у кого?

Физкультминутка  «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой — косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Незнайка: Ребята, а правда что заяц живет в норе? (Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.)

Игра «Где кто живет?»

Лиса живет в норе.

Белка — в дупле.

Медведь зимой спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Еж спит в норе.

Заключительная часть.

Незнайка:  А расскажите мне, пожалуйста, еще раз подробнее об этих животных, чтобы я ничего не забыл.

(Логопед выставляет на доске карточки с изображением диких животных).

—  Ребята, а расскажите Незнайке кто это, как называется его детеныши, где живет это животное.

(Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают всё, что знают о нем.)

Например: Это медведь, у него медвежата, он зимой спит в берлоге. Медведь это дикое животное.

Незнайка: Большое спасибо, ребята! Я так много узнал. До свидания.

(Незнайка уходит).

Итог мероприятия.

—  Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое узнал и, наверно, будет меньше задавать вопросов. Вы порадовали Незнайку своими ответами, многое ему рассказали. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

—  А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)

—  Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.