Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения»

Белоброва  Ирина  Ивановна, учитель сельскохозяйственного труда,

ГБОУ СКШИ станицы Староминской Краснодарского края  

Цель: Познакомить учащихся со строением растения гороха и его особенностями.

Задачи:

1)  образовательные: изучить строение растения, выявить его особенности;

2) коррекционные: развивать мышление путем анализа и сравнения, мелкую моторику в ходе выполнения зарисовок, устную речь через полные ответы на вопросы, пополнять словарный запас путем знакомства с новыми понятиями;

3) воспитательные: воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращиванием растений.

Словарная работа: травянистое, полегающее, прилистники, усики, боб, створки, зерна.

Оборудование: плакат «Строение гороха», рисунки с изображением гороха, семена различной спелости, карточки для индивидуальной работы,

учебник  (Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2010).

Ученики делятся на варианты по особенностям развития познавательных процессов —  I вариант – сохранные дети, II — более слабые.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Приветствие и проверка учащихся, их готовности к уроку.
  2. Нейропсихологический настрой:

Тихонько сядем на урок

Все дружно будем отвечать.

И с удовольствием я вам

Поставлю всем оценку «пять».

  1. Закрепление изученного материала

I вариант – «Ромашка» – на каждом из пяти лепестков ромашки написано задание; необходимо выбрать правильный ответ (в тексте выделен красным) из предложенных вариантов.

А) Ручной инвентарь, необходимый для выравнивания поверхности почвы, разбивки почвенной корки и уборки мусора

а) лопата       б) веник      в)  грабли

Б) Время сбора семян овощных культур

а) весна          б) осень           в) зима

В) Семенные коробочки

а) срезают       б) закапывают

Г) После сбора семена

а) замораживают     б) просушивают

Д) После очистки семена укладывают на

а) отдых          б) хранение

II вариант – Сложить паззлы с изображением растения гороха. При правильном выполнении заданий из выделенных букв и фрагментов паззл получается растение и слово ГОРОХ.

Учитель: Сегодня мы будем знакомиться со строением растения горох, его особенностями, видами, использованием. (В ходе беседы выявить знания учащихся об этом растении).

  1. Изучение нового материала.
  • С опорой на мобильный плакат, к которому по ходу рассказа прикрепляются определения, рассказать о строении растения горох.
  • Знакомство с семенными коробочками, их особенностями в разные периоды вегетации.
  • Использование гороха.

Задание 1. У каждого ученика на тарелочке два вида горошка – сухой и консервированный. Необходимо потрогать, попробовать на вкус, на «зуб» и сказать, какой из них зрелый. Ребята пробуют и делают вывод: недозревшие зерна гороха мягкие, зеленого цвета; созревшие – твердые, желтой окраски.

Задание 2. Работа по карточке «Строение растения гороха». Подписать его основные части (исходя из особенностей учащихся —  I  вариант — подписывают сами, II- пишут по обводке).

Физминутка и гимнастика для глаз

А у нас взошел горох, Встать на носочки, подтянуться, руки вверх.
Лиза восклицала: «Ох! Наклон головы вправо-влево.
Его надо поливать! Наклоны туловища вправо-влево.
Травку с корнем вырывать! Наклоны туловища вперед.
Поухаживать за ним, Приседания.
А потом его съедим!» Прыжки на месте.
  1. Работа с учебником: стр. 52-53. Особенности растения гороха. Чтение и разбор каждого абзаца; запись в тетрадь основных понятий: зимостойкое, влаголюбивое, способно обогащать почву питательными веществами.

Задание 3. Зарисовать корень гороха с клубеньками (учащиеся I варианта). Вклеить предложенную карточку в тетрадь (II вариант).

  1. Закрепление изученного:

1.С каким растением мы познакомились на уроке?

  1. Как вы думаете, почему горох удобнее сажать рядом с растениями, у которых крепкий прямостоячий стебель?
  2. Кто запомнил, для чего гороху усики?
  3. Как называется плод гороха?
  4. Как называются семена гороха?
  5. Чем отличаются зрелые и недозрелые семена гороха?
  6. Где находятся клубеньковые бактерии у гороха?
  7. Какую роль они играют?
  8. Домашнее задание: Учебник, стр. 52-53. Узнать у мамы, как в вашей семье используется горох.
  9. Итог урока. Анализ работы, оценки.