Консультация для воспитателей на тему: «Полезные игры и упражнения для гиперактивных детей»

 

Лазарева Ирина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ №6, г. Данилов

   Гиперактивный ребенок — проблема для педагога. Такие дети часто являются источником конфликтов и недоразумений. Чрезмерная двигательная активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела мешают им в общении и обучении.  Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко: — «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и воспроизводиться в будущем…» Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком:                                      Задача взрослых – эффективно организовать деятельность ребенка:                                                                        — создание спокойной обстановки,                                                                                                           — отсутствие отвлекающих факторов,                                                                                                         — индивидуальный режим работы,                                                                                                                    — пошаговое объяснение задания,                                                                                                             — внимательность взрослого к интонационной окраске голоса,                                                                                         — критика – позитивная,                                                                                                                                — недопустимы: унижения, грубость, злость, раздражение,                                                                                       — необходимость во внимании, заинтересованность,                                                                                                                 — поощрение,                                                                                                                                             — объяснение отказа.                                                                                                                            Правила работы с гиперактивными детьми                                                                                     — Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.                                                                        — Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.                                                                                        — Делить работу на более короткие, но более частые периоды.                                                              — Использовать физкультминутки.                                                                                                      — Быть драматичным, экспрессивным педагогом.                                                                             — Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.                                                                                                                                  — Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.                                                  — Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).                                                                                                                                       — Договариваться с ребенком о тех или иных действиях; заранее.                                                        — Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.                                                                 — Использовать гибкую систему поощрений и наказаний                                                                                                                      — Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее                                                                      — Предоставлять ребенку возможность выбора.                                                                         — Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Снять напряжение и усталость помогут специальные игры и упражнения.   Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:                                                                       — дыхательные упражнения,                                                                                                         — глазодвигательные упражнения,                                                                                                — упражнения для языка и мышц челюсти,                                                                                                                                    — упражнения для развития мелкой моторики рук,                                                                                       — игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения,                                                                                                                                       — игры на развитие внимания;                                                                                                                   — игры, способствующие закреплению умения общаться.                                                   У гиперактивных детей отмечается повышенный уровень мышечного напряжения, особенно в области рук, шеи, лица, плеч, грудной клетки и живота. Регулярное выполнение малышом релаксационных упражнений поможет стать ему более спокойным и уравновешенным.                                                                                       Упражнения для развития мелкой моторики рук                                                                             Короткие упражнения:                                                                                                                                                   — размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;                                                                            — стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);                                                                     — «поиграем на пианино» (пальцы двигаются как при игре на инструменте). Упражнение «Апельсин»
Попросите его представить, что в правой руке он держит апельсин. Пусть малыш попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука ребенка должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). Затем кулачок разжимается, рука отдыхает. Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.
«Колечко»                                                                                                                                                     Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.                                                                                           «Кулак — ребро – ладошка»                                                                                                                                  Варианты усложнения упражнений:                                                                                      — выполнять со слегка прикушенным языком;                                                                                                                     — с закрытыми глазами;                                                                                                                                               — со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.                                                                    Упражнения на релаксацию                                                                                                                                                                                                                        «Любопытная Варвара»                                                                                                   (дети повторяют движения, о которых говорится):                                                         Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,                                                                     А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт!                                                                                      А Варвара  смотрит вверх – выше всех, дальше всех!                                                                                                                    Возвращается обратно – расслабление приятно!                                                                                                                     Вдруг посмотрит она вниз — мышцы шеи напряглись!                                                                         Возвращается обратно — расслабление приятно!                                                                  «Шарик»                                                                                                                                        И. п.: стоя. Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот. Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (выполнить вдох). Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох), наши мышцы расслабляем.                                         Упражнения на снятие эмоционального напряжения                                                                    «Ласковые лапки».                                                                                                                                     Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.                                                       «Давай поздороваемся!»                                                                                                                                   По сигналу (сидя парами) хаотично двигаться по классу и молча здороваться со всеми. Один хлопок учителя — здороваться за руку; два хлопка — дотрагиваться плечами; три хлопка — прижиматься спинами.                                                                                Упражнения на развитие навыков концентрации внимания                                                                                                                                   «Лови – не лови»                                                                                                                                                              Правила этой игры похожи на всем известный способ игр в «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает» «Мебель – не мебель»                                                    «Дрессированная муха»                                                                                                                                 Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля (на нашем бланке начальное положение насекомого задано рисунком). Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), попросите  показать то место, где теперь должна быть дрессированная муха.                                                                  «Запретный номер»                                                                                                                                                                                                                                                                                       Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, например, цифра «3». Игра начинается,  когда первый ребенок скажет «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Третий ребенок молча хлопает в ладоши три раза. Четвёртый говорит «четыре» и т. д.                                                                                       «Что исчезло?»                                                                                                                                                      Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время учитель убирает один предмет). Задача — назвать исчезнувший предмет.                                                                                     «Волшебное слово»                                                                                                                                       Дети выбирают водящего (произносят считалочку), который просит остальных детей выполнить разные движения. Выполняют они их только в том случае, если водящий произносит слово «пожалуйста».                                                                                  «Слушай хлопки»                                                                                                                  Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны) или какую либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки межу ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.                                                                 Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности                                                                                              «Послушай тишину»                                                                                                                                             Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.                                                                                                            «Кричалки-шепталки-молчалки».                                                                                                              Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.                                                                                                 Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь  – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» – синяя – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. 3аканчивать игру следует «молчанками».     Упражнения на развитие коммуникативной сферы                                                                                           « Обзывалки»                                                                                                                                       Скажите детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными, необидчивыми словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». Помните, что эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательного следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты, …, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.                                                                                                                                                 «Дракон».                                                                                                                                                        Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник «голова», последний — «хвост». «Голова» — должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.                                                                               «Передай мяч».                                                                                                                                                Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнения, можно попросив детей играть с закрытыми глазами!                                                       Упражнение направленное на формирование у детей чувства уверенности в себе.         «Зайки и слоники»                                                                                                                                                     «Ребята, сначала мы с вами будем «зайками-трусишками». Скажите, когда заяц почувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит! Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его треснуться и т.д.»  «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?», дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.                                                                                                                                                                             «А теперь мы с вами будем «слониками», большими, сильными. Покажите, как спокойно и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они бояться? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течении нескольких минут изображают бесстрашного слона.                                                                                                                                                   После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Спасибо за внимание! Желаю успехов в работе с детьми!