Консультация по теме «Дизайн развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возраст в соответствии с ФГОС»

Отовалиева Альфия Рамбердиевна, воспитатель МБДОУ «ДС «Теремок» г. Новый Уренгой ЯНАО Тюменской области

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно–пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО».

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС  строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и мы стараемся, чтобы  окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

  • детский сад – второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
  • для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Наша группа «Медвежонок» детского сада «Теремок»  имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления, которая может лечь в основу дизайнерских разработок по оформлению приемной,  группового помещения. В ней размещены визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

В приемной оформлены уголок для родителей, уголок именинника, наши достижения, наши работы, фоторепортаж.

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровой и спальной комнаты группового помещения состоит в том, что группа принадлежит детям, а значит, отражены их интересы. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Материалы в группе также воплощаются во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически. Например, в коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями. И в продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).

Стена «Копилка достижений» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике.

Развивающая предметно-пространственная  среда группы  организована так, что­бы дети имели возможность заниматься любимым делом. Разме­щение оборудования по принципу нежесткого центрирования по­зволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим ин­тересам.

В группе созданы центры и зоны, а их организация и расположение рационально, ло­гично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задача­ми воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, ин­тересами мальчиков и девочек.

Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т. п.). Каждая зона включает соответствующий материал. Весь материал функциональный, а не витринный: ребенку удобно взять, перенести с места на место. Материалы  хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.).

Мы разделили групповое пространство на три части:

1) зону для спокойной, по преимуществу, деятельности,

2) активную зону,

3) рабочую зону,

для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса.

Рабочая зона (50%)  Здесь размещаются центры познавательного развития, науки, речи и грамотности, искусства, безопасности, патриотический, игротека,  а также информационная доска, интерактивная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «мини-лаборатория» для занятия познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми.

Центр познавательного развития. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексичес­ким темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголок математики оснащен за­нимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр науки включает в себя

энциклопедический материал, дидактические игры, детскую мини-лабораторию, пособия и атрибуты для познавательно-исследовательской деятельности, макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной сис­теме, об анатомии и физиологии человека, иллюстра­ции и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе.

Уголок безопасности включает в себя макеты по пожарной бе­зопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактичес­кие игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого угол­ка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Центр речи и грамотности включает

— пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, артикуляционной  гимнастики,  набор материалов для диагностирования речи де­тей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями),

— материалы по подготовке детей к грамоте.

Центр творчества содержит материалы для изобразительной деятельности (материалы по рисова­нию, лепке, аппликации; альбомы с образцами рисунков деко­ративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских; совместных работ детей и родителей).

Зона активной деятельности (30%), связанная с экстенсивным использованием пространства — активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, уголок дежурства,  центры здоровья и двигательной активности.

Ведь игра — ведущий вид деятельно­сти, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с  набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. Детям предос­тавляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время  большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), по­этому мы используем атрибуты для новых творческих игр.

Центры здоровья и двигательной активности содержат:

инвен­тарь и оборудование для физической активности детей,

нестан­дартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчико­вой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнас­тики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для под­вижных и спортивных игр, которые организуются как в группе, так и на улице.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строитель­ным материалом, современными конструкторами типа «Лего», «Fun&bot», «Huno» и раз­личными модулями.

Зона  спокойной деятельности (20%) Здесь мы разместили центры книги, искусства,  театрализованной деятельности, уединения, озеленения.

Центр книги включает:

уголок детской книги и детская библиотека. Размещение материалов рациональное и удобное для детей. Библиотеку  сочетаем  с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и кресла.

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы музыкальной деятельности (магнитофон, фонотека музыкальных произведений);

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной дея­тельности (элементы костюмов), переносная ширма, которая используется как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом).

В  группе выделен уголок озеленения, где разме­щены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, календарь природы, информационный материал об объек­тах живой природы, альбомы, дидактические игры по формиро­ванию экологических представлений.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет боль­шую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо этого, она несет еще и эстетическую функцию. Вызывает у детей чувство радости, эмоциональное положительное отношение к детс­кому саду, желание каждый день посещать его.