«Развитие коммуникативных умений и навыков старших дошкольников через сюжетно — ролевую игру»

Еремеева Виктория Владимировна,  воспитатель, МОУ детский сад № 366 г. Волгограда

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

«Дошкольный ребенок — человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», — сказал академик А. Асмолов.

Одной  из форм практической деятельности по оптимизации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников считаю применение игровых технологий.

В игре  происходит активное усвоение ребенком разговорного языка . Важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности.

Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие.

В игре – заложены большие возможности для развития навыков общения.

Через сюжетно — ролевую игру они учатся общаться:

—  распределять  роли  (считалки, жеребьевка).

— договариваться между собой,

— планировать действия,

— строить ролевые диалоги со сверстниками

— подбирать материал.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.                                                                                                                         Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

Сюжетно- ролевая игра подготовительной группе «Юные журналисты»

Цель: содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.

Предварительная работа: занятия, беседы, игры и упражнения. Знакомство с газетой и журналом как средствами массовой информации: их назначением, темами статей и заметок, особенностями оформления. Дала понятие о  профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомила с аппаратурой, необходимой людям этой профессии (видеокамерой, фотоаппаратом, микрофоном). Организовала просмотр  несколько репортажей, после   которых дети смогли понять трудности и опасности, связанные с данной профессией, высказать свою точку зрения, а также  проиграли несколько игровых ситуаций.

(Ведь  все мы знаем чтобы организовать игру нужно провести ряд игровых ситуаций)

 На первом этапе выступала в роли журналиста и задавала вопросы детям на различные темы, а воспитанники давали развернутые и содержательные ответы.

На втором этапе дети учились сами брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов, которые они задавали друг другу и воспитателю.

Игровая ситуация «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

Игровая ситуация «Дружеское интервью», в ходе которой один ребенок находился в центре круга, а другие дети передавали микрофон друг другу, по очереди обращались к сверстнику по имени и задавали ему интересующий вопрос. Например: «Ваня, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д.

Эта игра способствовала не только развитию активного словаря и умению вступать в диалог, но и формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков.

Также ребята брали интервью у сотрудников детского сада. Вместе с детьми,  был составлен перечень вопросов для проведения детьми интервью с людьми разных профессий.

Во время проведения игровых ситуаций  дошкольники еще не умели пользоваться микрофоном и, задавая вопрос, протягивали его сверстнику или, наоборот, не смотрели в глаза собеседнику, забывали следующий вопрос или неточно его формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы. Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались.

После того воспитанники  проиграли ряд ситуаций, были  усовершенствованы  коммуникативные навыки. Ребята уже могли без труда провести беседу со взрослыми, включающую 5–7 и более вопросов, а также поблагодарить собеседника за интервью. Старались говорить громче, выразительнее, следили не только за своей речью, но и за речью собеседника, считались с его точкой зрения. Задавая вопросы, дети вживались в роль журналиста, телеведущего.

Итогом предшествующей работы стала  полноценная сюжетно- ролевая игра «Юныежурналисты»                                                                                                               Игра помогла преодолеть детям коммуникативные трудности. Дети научились выслушивать собеседника, не перебивая его, сдерживать себя, ожидая возможности задать следующий вопрос. Правильно выстраивать фразы в диалоге.

Сюжетно — ролевая игра   позволила достичь положительных результатов. Игра способствовала  совершенствованию связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе. А это очень важные умения, которые просто необходимы ребенку в школе.