«Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста»

Зайцева Луиза Олеговна. Воспитать в ГБОУ Гимназии№1 СП «Детский сад»Ладушки» г.Новокуйбышевска Самарской области.

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с предметами, ребенок изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием наступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь ребенок еще не умеет действовать в плане представления. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящихся и орудийных действий создает возможности для того, чтобы ребенок перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящихся действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие соотносящихся действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результат. Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки и свойства предмета, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что короткой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее. Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут выступать не только предмет, специально для этого предназначенный, но и полифункциональные предметы. Встречаясь с проблемой, ребенок начинает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается достать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Ребенок манипулирует, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой он случайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет найденный способ воздействия на предмет — цель. Решающим моментом в овладении орудийным действием является переключение с цели на средство ее достижения.
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате последовательности действий, необходимом для решения задачи орудий. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

Обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях осуществляется по традиционным программам. Основные принципы построение программы — систематичность, доступность, последовательность подачи знаний. Существенным недостатком такого общения является то, что знания детям сообщаются в готовом виде, практически отсутствуют проблемные ситуации, способствующие развитию мышления у детей. Дети в основном решают разные типы задач по наглядному образцу.
У ребенка дошкольника должно быть развито в достаточной степени и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Ребенок может оценить каждый акт преобразования продукта деятельности с точки зрения поставленной задачи лишь в том случае, если он мыслями выделяет образец. Ведь прежде чем убрать или наоборот включить тот или иной элемент, необходимо определить, входит ли он в состав этого мысленно представленного предмета или не входит. После такой оценки ребенок отбрасывает этот элемент или добавляет. Таким образом, используемый в данном виде общения такой способ решения задач может осуществляться лишь при достаточном развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

В качестве одной из методик развития мышления можно выделить методику С. Л. Новеселовой, которая изучает условия развития мышления в раннем детстве. С. Л. Новоселова подчеркивала, что мышления формируется в условиях содержательного общения взрослого с ребенком в процессе воспитания и обучения. Общение со взрослыми в совместной деятельность обеспечивает ребенку присвоение человеческого типа мышления. Своевременное и оптимальное развитие мышления находится в прямой связи с приобретением опыта предметной деятельности путем присвоения исторически сложившихся способов действия с предметами.

Цель конструктивной части исследования состоит в изучении особенностей мышления младших дошкольников в период перехода от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре в условиях обычной игры детей и в экспериментальных условиях, направленных на выявление исходного уровня замещения в различных возрастных подгруппах детей.
Дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель (достать предмет). Но при этом иногда возникают проблемы в представлении детьми система действий, которая должна привести к осуществлению поставленной цели. Чаше всего обследование осуществляется с помощью пробующих и поисковых действий (80% детей). 20% детей в начале решают поставленную задачу в плане внутренних действий, а потом преобразуют в предметы. В ходе игры повышался уровень ориентировке детей в пространстве, что следует из того, что они более четко описывали свои действия после проведения эксперимента. Результаты экспериментаторов показали, что дети проявили высокую активность при выполнении игрового задания и после выполнения пробующих действий выполнили задание.
Как нам представляется выполнение данных рекомендаций позволит усилить творческую активность детей и будет способствовать формированию наглядно-действенного мышления.

Советы родителям по раннему развитию

  1. Сопровождайте игры простыми и понятными для ребенка стишками, считалками. Они помогут создать игровую атмосферу.
  2. Как можно больше двигайтесь в процессе игры. Так кроха не будет быстро уставать.
  3. Занятия проводите не чаще двух раз в неделю. Это нужно для того, чтобы малыш успевал усвоить знания, полученные в прошлый раз.

Придерживаясь таких простых советов, вы создадите благоприятные условия для развития мышления у ребенка раннего возраста.