«Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса»

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района,  Воронежской области.    

Идея гуманизации образовательного про­цесса всегда была главным направлением в развитии педагогической мысли. На данном этапе гуманизации образования требуется создание максимально благопри­ятных условий для раскрытия способнос­тей и дарований учеников с целью их даль­нейшего самоопределения.

Проблема гуманизации образования — од­на из важнейших на сегодняшний день. Она ставит своей целью осуществить выс­шую мечту педагога — дать учащимся це­лостное представление о мире, научить философски осмысливать окружающую жизнь, развить в них чувство прекрасного.

Гуманистическая среда вокруг ребенка предполагает осознание им ряда общест­венных ценностей, чувства защищенности и безопасности, создание условий для его самореализации, самоудовлетворения,  са­мопроявления.

Ос­новным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Одним из показателей развития лич­ности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. В ходе учебного процесса каждый педа­гог сталкивается с проблемой неодинаково­го усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебно­го материала при достаточном уровне раз­вития интеллектуальных способностей. Одну из причин этого мы видим в различ­ном уровне сформированности учебной мо­тивации. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Я счи­таю, что это во многом зависит от отноше­ния родителей к будущему ребенка, так как оно оказывает сильное влияние на форми­рование его мотивов.

Целенаправлен­ная систематическая воспитательная рабо­та способствует формированию положи­тельной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для по­вышения качества обучения младших школьников.

В современной педагогике действуют разные образовательные программы, в цен­тре которых стоит ученик как субъект.

В истории педагогики почти всегда гу­манистический воспитательный образова­тельный процесс ориентировался на лич­ность. При этом отмечались и отмечаются три наиболее важные проблемы гуманисти­ческого образования:

  1. Необходимо обеспечить возможность самопроявления для человека любой наци­ональности.
  2. Обучить человека умениям творчес­кой и гражданской самореализации, само­выражения в границах конкретной культу­ры и исторической общности человека.
  3. Обеспечить условия для диалога с другими культурами, чтобы человек мог приобщаться к современной цивилизации.

Гуманистическое образование дает об­ществу личность, которая гармонична и с обществом, и с окружающим миром, и сама с собой.

Во время гуманистического образовательного процесса главным стано­вится осознание того, что мы имеем дело с живым индивидуумом, который в своем ро­де единичный, редкий, исключительный, и мы не имеем права запрещать ему быть по­хожим на себя или копировать кого-то дру­гого только из-за того, что тот (другой) нам нравится. Речь должна идти о гу­манизации всех предметов, изучаемых в начальных классах.

Гуманизация обучения требует строить изучение учебного материала на деятельностной основе, т.е. делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на ор­ганизации взаимодействия растущего и раз­вивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает. В связи с этим учитель должен организовать работу учащихся в шко­ле, исходя из следующих гуманистических принципов:

1) ребенок учится только через действие;

  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности и особенности в учебной дея­тельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, так­ же как и от учителя на уроке;

Ребенок успешен в учении, когда в нем присутствует рефлексивный компонент; когда ему хорошо, когда он самореализуется; когда его поддерживают и вдохновляют; когда учи­тель является свободной личностью; когда ро­дители ребенка опосредованно или непосред­ственно активно задействованы в его учении.

Если в детские годы для ре­бенка будут обеспечены условия для самопознания, самореализации и саморазвития, то возможно сформировать счастливого че­ловека, который способен осчастливить свою среду и общество. Но важно ребенка привести к убеждению, что никто не будет воспитывать его счастливым так, как он сам себя. В таком случае каждый ребенок пол­ностью выявит свои истинные возможнос­ти, найдет свое призвание и реализует свои стремления. Главное условие этого процес­са убежденность в силе ребенка.

Оценивать ребенка означает доверять ему, видеть в нем только ему свойственное, особенное, уникальное и никогда его не сравнивать с другими, учить не отчаиваться, что он не похож на других. В результате этого ребенок в своих отноше­ниях сам себя примет как ценность и станет деловым и уверенным.

Несомненно, чтобы ребенок принимал себя таковым, вокруг не­го нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу, в которой формируются необходимые и важные для сущест­вования в современном обществе навыки сотрудничества. В процессе детского сотрудничества у учащихся формируются та­кие качества, как доброжелательность, вза­имопомощь, добросердечность и др. Для осуществления полноценного творческого детского сотрудничества нужны благопри­ятные условия.

Главная задача учителя начальных классов в современных условиях — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем-либо высшим, а каждую минуту пере­живать процесс обучения с детьми и само­му учиться с ними.

Душевные богатства учащихся началь­ных классов множатся через душевное бо­гатство учителя, так как дети данной воз­растной группы во всем стремятся подра­жать и копировать своего педагога. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личнос­ти младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь. Отсюда особая роль, которая отво­дится учителю начальной школы, и особая ответственность перед детьми и государством.