Выступление на  родительском собрании по теме «Родительский авторитет,  воспитание в семье»

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района,  Воронежской области.    

  Задачи собрания:

Формировать убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к членам своей семьи.

-Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье; доказать родителям необходимость форми­рования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

-Ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей, развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.

-Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

-Формировать  нравственную  культуру родителей, ответственность за выполнение  своих родительских обязанностей.

-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.

-Привить желание активно участвовать в выполнении домашних   обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

               

Ход собрания

      Слово учителя: Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове      мамы, о заботливой строгости отца.А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить, например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же,  как и  я». И правда – в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. У родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Почитать родителей – значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Я рада встрече с вами, уважаемые родители,  тема моего выступления:          «Родительский авторитет,  воспитание в семье».

Этот разговор с |вами хочется начать отрывком из произведения великого драматур­га древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня:

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях, если  кто-то не нашел опоры —

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?             Софокл  «Антигона».

Дорогие родители!

Вы — люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объе­диняет вас — это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счасть­ем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Папы! Мамы! Я хочу предложить вам формулу, где зашифрованы

 законы воспитания ребенка в семье.     Расшифруйте их.

Законы семьи = _____ +  _____ + ______ +  _____

                            ед. тр.    зн. похв.  тр. уч.   разд. благ.

(Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.)

У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашиф­рованы? Затем  идёт анализ зашифрованной формулы).

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъ­являемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и мо­ральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптими­сты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится, как чело­век, как личность.

Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня ещё хочется  поговорить о проблеме формиро­вания у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуация­ми, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профес­сии, не могут состояться в своем главном умении — умении иметь семью и быть счастливым.

Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выпол­нять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка — такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6—8 часов, на уборку квартиры 4—8 часов. Согласитесь, для того чтобы добро­вольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто уме­ние все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Ус­ложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родите­ли и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И выра­стает потребитель, который будет требовать такого же к себе отноше­ния в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами — ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, за­тем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать уси­лия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не так про­сто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребенок вырас­тет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Хочется  процитировать слова  К.. Д.. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая роди­телями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного тру­долюбия».

В  родительский  дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод вос­питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич­ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си­ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро­дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост­ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Подведение итогов.

И в заключении  послушайте притчу о перевернутом  камне:

Один странствующий искатель истины увидел большой ка­мень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на  другой стороне: «Зачем ты ищешь ново­го знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний раз­говор о наших детях. Истина — на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности — в нас самих. В нашем дик­тате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душев­ный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно ска­зать своему ребенку: «Я тебя  люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Используемая литература

Волинова Т.В. Учитель и семья.- М.: Просвещение,1979.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. — М.: ВАКО,2004.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. — М.: ВАКО,2006.

Дереклеева Н.И Справочник классного руководителя. М.: ВАКО,2005.

КатовичН.К. Модели воспитания школьников.- Минск,2002

Коляда М.Г.Шпаргалка для родителей.- Донец:БАО,1998.

Маищева В.А. Работа с родителями. — М.: Просвещение,1982.