Сементина Татьяна Борисовна, воспитатель.
МКДОУ д.с. «Колокольчик», Зуевка, Кировская обл.
АКТУАЛЬНОСТЬ: С каждым годом растет число пожаров в России, причем основное их количество приходиться на жилой сектор. Заметно увеличилось количество травмированных и погибших при пожаре людей. По данным статистики, из основных причин возникновения пожаров до 10% приходится на шалости детей. Начиная познавать окружающий мир, ребенок сталкивается с массой ситуаций, которые на прямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Знание и соблюдение правил ППБ – это одна из составляющих сторон жизни ребенка. Усвоение правил безопасности начинается с трех лет. Если ребенок не усвоит культуру личной безопасности, то в дальнейшем он будет испытывать трудности. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Культура личной безопасности предполагает знание и соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике.
Инновационные формы работы, в частности, такие как проектирование, дают возможность более подробно раскрыть данное направление и использовать активные формы работы с детьми, предполагающие применение ребенком знаний в практических ситуациях и формирование у него навыков безопасной жизнедеятельности.
ПРОБЛЕМА: Обычные профилактические беседы с детьми по правилам безопасного поведения не дают ожидаемых результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком лучше, чем слова. При этом нужно организовать работу в приемлемой для них игровой форме, тесно переплетая в проекте игру с познавательным процессом. Более всего насыщенны эмоциями такие формы работы с детьми как развлечение, праздник, совместная деятельность со взрослыми. Именно поэтому такие мероприятия остаются в памяти ребенка более длительный период.
ЦЕЛЬ: обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пожарной безопасности через совместную работу музыкального руководителя и педагога.
ЗАДАЧИ:
- Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
- Закреплять навыки практических действий при эвакуации по причине возникновения пожара.
- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно — экспериментальной деятельности.
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения в группе. .
- Активизировать позицию родителей по вопросу безопасности ребенка.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса к изучению правил пожарной безопасности и умение дошкольников применять имеющиеся знания на практике.
ИДЕЯ ПРОЕКТА. Работа педагога по обобщению, закреплению и пополнению знаний у дошкольников по пожарной безопасности через активные формы работы. Привлечение к данной работе музыкального руководителя позволит сделать мероприятия более запоминающимися. Вовлечение в педагогический процесс родителей даст возможность закрепить полученные знания дома во время совместного творчества родителей и детей.
Реализация проектов в области безопасности детей как традиционная форма работы для нашего дошкольного учреждения.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Март – апрель
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА. Дети, родители, педагоги ДОУ, специалисты пожарной части.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы, анализ работы по данному направлению, составление плана работы по реализации проекта, подбор пособий, организационная работа.
- Основной этап: деятельность по проекту.
- Заключительный этап: развлечение для детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Специально организованные занятия,
- Объектовая тренировка,
- Экскурсии дошкольников в ПЧ,
- Исследовательская деятельность,
- Игровая деятельность,
- Чтение художественной литературы,
- Тематические конкурсы рисунков,
- Совместная творческая деятельность детей и родителей,
- Развлечение.
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ПРОЕКТА
- Работа с социальными структурами: библиотека.
- Экскурсии в пожарную часть.
- Встречи с людьми профессии «пожарный».
ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ ПРОЕКТА
- Оформление книги «Поучительные истории».
- Выставка рисунков сотворчества детей и родителей «Огонь добрый – огонь злой».
- Показ театрализованного представления по ППБ для детей старшей и средней группы.
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
- Подготовительный этап:
- Подбор необходимой методической литературы,
- Анализ работы по данному направлению,
- Составление плана работы по реализации проекта,
- Подбор пособий, организационная робота.
- практический этап:
- занятия и беседы,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение художественной литературы,
- подготовка к театрализованному представлению,
- творческая художественная деятельность,
- совместная работа детей и взрослых по созданию книжки,
- спортивный праздник,
- опытно – экспериментальная деятельность,
- анкетирование родителей.
- Заключительный этап:
- Презентация книжки,
- Проведение театрализованного представления.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Техническое оснащение: музыкальный центр, видео – аудио кассеты, диски.
- Дидактический материал: дидактические игры по ППБ, альбомы и плакаты по пожарной безопасности.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ
- С детьми:
- Дидактическая игра по ППБ «Наши друзья пожарные спешат на помощь».
- Рисование на тему пожарной безопасности.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Опытно – экспериментальная деятельность.
- Спортивный праздник «Юные пожарные».
- Подготовка и проведение театрализованного представления «Огневушка – поскакушка»
- Чтение художественной литературы: К.Баскет. Пожарные. К.Чуковский. Путаница. Кошкин дом. С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
- С родителями:
- Анкетирование «Соблюдаете ли ВЫ правила пожарной безопасности?».
- Оформление информационного стенда «Пожарная безопасность дошкольника».
- Презентация семейных проектов «Поучительные истории».
Литература.
1.Е.Ф.Прилепко, Пожарная безопасность для дошкольников, М-2009.
2.Т.Черединова, Юный пожарный. Дошкольное воспитание №11–2004.
- С.Козлова, С.Кожокарь, Не всегда огонь наш друг. Как человек огонь приручил. Дошкольное воспитание №10–2000.
- Р.Н.Генералова, Знакомство детей старшего дошкольного возраста с открытым огнем. Дошкольная педагогика №3–10.
5.Е.Н.Петухова, Неделя пожарной безопасности в ДОУ. Дошкольная педагогика №1-09.
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Социальная активность (50%)
- Педагогический проект «Летнее солнышко» (RANDOM - 50%)