Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных учёных. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы ещё очень незначительны.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса, избирательной, целеустремлённой направленности ученика на приобретение тех или иных знаний.
Строя учебно-воспитательный процесс, я учитываю гносеологию, теорию познания, извечную формулу: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Многолетний опыт подсказывает: хочешь добиться хороших результатов — соблюдай принципы обучения. Один из них — систематичность. Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых предметов, методов, форм. Всё зависит и от предмета, который преподаёшь.
В своей концепции остановлюсь на некоторых моментах развития познавательного интереса, мышления и речи у учащихся начальных классов. Например, методическая концепция развивающего обучения математике в начальной школе выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Активное включение приёмов умственной деятельности в процесс усвоения математических знаний, умений и вычислительных навыков позволяет рассматривать:
1.Способы организации учебной деятельности школьников.
2.Способы познавательной деятельности ребёнка, которые становятся достоянием субъекта, характеризуя его интеллектуальный потенциал.
- Способы включения в познавательную деятельность различных типов памяти (двигательной, эмоциональной, образной, вербальной), произвольного и непроизвольного внимания, эмоции.
Активизация познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставляет меня искать средства активизации и управления учебно – познавательной деятельностью. Эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников.
По справедливому мнению психологов, « есть такое общее психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные».
Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач.
Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.
Активизация учебной деятельности школьников связана с применением большого многообразия форм проверки знаний, наблюдением за ходом всей учебной работы школьников на уроке, проведением контрольных письменных работ.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности, я считаю, является ПООЩРЕНИЕ. В первые годы обучения у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. В своей педагогической практике я постоянно помню о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.
Американский психолог Э.Торндайк, сравнивания механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которые вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство, вызванное наказанием.
Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса.
В.А.Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у шестилетних детей и во всей начальной школе зависит от того, на сколько учитель опирается на эмоции ребят.
Ш.А.Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты намеченными эталонами, ободряют каждый правильно сделанный шаг.
Работая учителем начальных классов, Я всегда испытываю потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным и успешным. В свою работу я вношу рекомендации учителей-новаторов, методы и приемы создания положительного эмоционального фона учения и развития креативности детей, которые подсказывают мне мой опыт работы, особенности классного детского коллектива и ежемесячные научно – методические издания. В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная концепция об учебно-познавательной деятельности учащихся. В основе ее лежит убеждение, что ребенок -главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение-это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Все чаще приходится слышать от учителей, что дети неактивны на уроках, их трудно заинтересовать.
Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать. чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был интересным? Позволяет решать эту проблему умелое включение игры в процесс обучения игры.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятие усталости.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», я стараюсь умело использовать игру на уроке.
Наиболее часто я применяю в своей практике урок – сказку, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – игру, во внеклассной работе – игру – практикум.
Чтобы организовать УРОК-ИГРУ, я планирую свою деятельность, чтобы игровой сюжет проходил через весь урок.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален. Нет ни одного скучающего ребенка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине. Урок-путешествие проводится на каком-либо виде транспорта .Например, если выбирается автобус, то сначала дети-пассажиры должны «купить билет». Для этого выполняют вычисления: набрать монеты на заданную сумму или решить задачу на зависимость величин цена, количество, стоимость.Чтобы правильно занять место в автобусе ,детям предлагается записать примеры в два столбика по какому-либо определённому признаку. Решив примеры, каждый узнает соё место (номер места). По ходу путешествия дети ведут путевые заметки, т.е. решают различные задачи и примеры. Маршруты путешествия могут быть разнообразные: по городам, по планетам , по сказкам и др.
На УРОКЕ-СКАЗКЕ захватывающий сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Это уроки изучения нового материала и закрепление ранее изученного. Можно совместить возможности двух видов урока и провести путешествие на определенном транспорте по выбранному маршруту.
В планы своих уроков я включаю игровые моменты. Например, использую на разных уроках пособие «солнышко с лучами». На лучах написаны следующие этапы-станции: Проверяй-ка, Знай-ка. Думай-ка, Угадай-ка, Сосчитай-ка, Поиграй-ка и др. Как только мы выполним написанное на лучике, то переходим к следующему этапу урока, использую на уроке 5-7 лучиков, в зависимости от изучаемой темы.
Часто приходится слышать мнение о том, что дети, даже идущие в школу с желанием, вскоре утрачивают его. Почему так происходит? А потому (это моё личное мнение), что как только ребёнок попадает в школу, ему навязывают целую вереницу противопоставлений. У него была беззаботная, почти праздничная жизнь, а теперь сплошь работа и обязанности. Не эта ли истина и убивает у ребёнка стремление учиться и даже просто ходить в школу? Поэтому, на мой взгляд, начальная школа должна сохранить элемент праздника, радости в душе маленьких учеников. Она должна быть насыщена открытиями, которые будут звать детей в класс, тогда, и запомнятся эти годы счастья надолго.
Активная позиция учащихся на уроках, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования интереса к учению. Желание узнавать новое, умение высказать свое мнение, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность-эти качества очень важны в воспитании личности младшего школьника, его интереса к учению, к знаниям.
Список используемой литературы:
- Амоношвили Ш.А.. Обучение. Оценка. Отметка: Москва,1980.
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение,2005.
- Волина В.В. Учимся играя –М : новая школа,2004.
- Истомина В.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. — М.:Просвещение,2005.
- Кузнецова Л.В. Ситуация успеха.- Ж. «Нач. кл.» №4, 2003.
- Куньневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. -Ростов на Дону,ТЦ,2011
- Работаем по системе Л. В. Занкова. Сост. Н.Н.Климук. — Воронеж,1999.
- Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. -М.:Просвещение.1996.
- Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев.1992.
- Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение,1998.
- Торндайк Э. Процесс учения у человека. — М.,1975.
- Обновление содержания иноязычного образования в условиях реализации общеобразовательной инициативы «Наша новая школа» (50%)
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Педагогические технологии в системе реализации ФГОС» (50%)
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация познавательной деятельности на уроках математики» (50%)
- Выступление на методическом совете по теме: «Метапредметный подход на уроках математики» (50%)
- «Психологическая готовность ребёнка к школе» (50%)
- Выступление на методическом совете по теме: « Духовно – нравственное воспитание учащихся в группе продлённого дня» (RANDOM - 50%)