Меденец Наталья Александровна, преподаватель,
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
“Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья ”
В рамках реализации задач дополнительного образования Центра дистанционного образования Краснодарского края с 2013 года в учебный процесс введен курс «Робототехника». Обучение детей навыкам конструирования и программирования осуществляется с использованием конструкторов LEGO, широко применяемых в образовательном процессе.
При совместной работе педагогов были разработаны программы курсов дополнительного образования: «Первые шаги в робототехнике» для детей начальной школы, и как продолжение «Робототехника» для 5-8 классов. Целью обучения по программам курса «Робототехника» является: создание условий для гармоничного развития личности и интеллекта обучающихся при помощи конструкторской деятельности. Для реализации задач обучения на курсе ребенку необходим конструктор Lego Mindstorms, компьютер и программное обеспечение. В качестве программного обеспечения выбрана графическая среда программирования Mindstorms NXT-G, так как графический пользовательский интерфейс этой программы прост в обращении и интуитивно понятен. Для более успешной работы с детьми педагогами используется программа LEGO Digital Designer, которая позволяет создавать 3D модели, что дает ребенку возможность самому рассмотреть модель с разных сторон и увидеть этапы сборки.
Получив задание, ребенок начинает думать, активно использовать воображение для представления будущей модели, педагог же поддерживает творческий поиск, при этом используя элементы логического мышления: «Расскажи, что ты придумал, давай представим этот механизм, подумаем над его плюсами и минусами, представим, что он включился – как он будет работать».
Проблемно-поисковый метод обучения добавляет в процесс воображения элементы логического мышления, активизирует совместную работу обоих полушарий головного мозга. Эта же методика используется в процессе сборки, педагог оказывает помощь, стимулируя мышление ребенка: «Посмотри внимательно, как расположены детали, и где их надо крепить», «Посмотри вот здесь крепление расположено так, а здесь немного по-другому — какой деталькой удобно их скрепить?» и т.д. Задача педагога не давать решение в готовом варианте, а научить ребёнка логически мыслить, и выдавать решение самому.
Давно доказана связь развития мелкой моторики с умственным развитием ребёнка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому, сам процесс сборки конструктора, не только приятен и весел, но и полезен для развития учащихся.
На занятиях робототехники, занимаясь с набором LEGO, у ребенка
появляется возможность реализовать свой умственный и физический потенциал, а также возможность самоконтроля, самовыражения и экспериментирования. Специалисты психологи и медики рекомендуют эти конструкторы, ведь пользу от игры получит ребенок любого возраста.
Результатом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является участие 5 команд в I Краевом конкурсе РобоФест-Кубань. Для участия в конкурсе детей с ограниченными возможностями здоровья была выбрана заочная (дистанционная) форма и разработан индивидуальный регламент соревнований.
Ребята представили свои работы в направлении «Фристайл» в категории роботы-помощники и творческие проекты, которые высоко оценило жюри конкурса, отметив нестандарный подход, стремление к знаниям и волю к победе.
Все участники краевого фестиваля «РобоФест-Кубань» были награждены дипломами в следующих номинациях: «За стремление к знаниям», «Лучший опытный образец», «Пытливые умы», «За победу над обстоятельствами», «Успешный старт». Победители краевого конкурса представят Кубань на фестивале «РобоФест-Юг» в Сочи и получат шанс попасть на Всероссийский этап конкурса.
Таким образом, изучение данных курсов создает предпосылки для социализации личности учащихся и обеспечивает возможность его непрерывного образования, а освоение с помощью роботоконструкторов компьютерных технологий – это путь школьников к современным перспективным профессиям и успешной жизни в информационном обществе.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Дополнительная общеразвивающая программа (50%)
- «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (RANDOM - 50%)