Воспитание нравственности и духовности у воспитанников с ОВЗ через вовлечение в фотодеятельность

 

Артюхова Л.А., воспитатель  ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Воспитание нравственности и духовности у воспитанников остаётся актуальной задачей педагогов. В настоящее время общество заинтересованно в том, чтобы его граждане могли вежливо общаться с окружающими, проявляли заботу и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе. По мнению И.С. Макаренко, нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно трудным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии и здоровье. В  ГКОУ «Котовская школа-интернат» воспитывается около 200 обучающихся. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов и приёмов в деятельности педагога.

Перед педагогами-практиками возникает вопрос: с помощью, каких средств можно создать оптимальные условия для саморазвития, для становления «человеческого в человеке»? Конечно, назвать все средства нравственного воспитания невозможно: их великое множество в арсенале педагога-мастера.

Средствами, способными решить эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Художественно-творческая деятельность играет существенную роль в формировании нравственной культуры ребенка с проблемами в здоровье. Такая деятельность несет в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и арт-терапии, оказывает на обучающихся лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Разнообразные формы творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определить интересы и наклонности.

Образовательная программа фотокружка «Как прекрасен этот мир» разработана с учётом особенностей детей, обучающихся в учебном заведении 8 вида, имеет художественно — эстетическую направленность, предполагает общекультурный уровень освоения. Образовательная программа кружка рассчитана на обучения детей в возрасте от 11 до 16 лет и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы.

Занятия фотокружка направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

На занятиях информация предоставляется порционно, в виде игр, с постепенным переходом к более сложным темам. Использование дидактических игр позволяет увлечь воспитанников, развивать чувство юмора и кругозор.

В системе занятий используется просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» (серия, где дядя Федор приобрел псу Шарику «фоторужье» для фото охоты). После этого проводится экскурсия в городской парк. Процесс фотографирования (наблюдение, выбор момента съёмки, неожиданная ситуация) поможет ребенку заинтересоваться природой, жизнью животных, насекомых. Затем обязательно вместе с ребенком просматриваем снимки, анализируем, отвечаем на возникшие вопросы. Фотографии, сделанные ребенком, позволяют педагогам лучше узнать своих воспитанников.

Для развития способности к сознательному выбору, основанному на внешних или внутренних признаках предметов, развития восприятия пространства и пространственных отношений между предметами как основы визуального мышления, а также понятийного мышления используется техника фотоколлажа. Данная техника также развивает социальную компетентность, творческую фантазию и эстетические представления обучающихся. Кроме того, при определенных обстоятельствах данная техника позволяет исследовать систему отношений ребенка и его потребности. Ребенку предлагается самостоятельно или при определенной поддержке со стороны взрослого нарисовать план дома, сада или магазина, а затем расположить и приклеить на нем вырезки из журналов или сделанных им ранее фотографий разных предметов таким образом, чтобы «наполнить» внутреннее пространство дома разной мебелью и людьми, магазина — товарами, продавцами и покупателями, а сада — растениями и живыми существами (птицами, отдыхающими или работающими там людьми). Вырезки из журналов и фотографий рекомендуется подготовить заранее, хотя воспитанники старшего возраста можут сделать это сам.

Для актуализации и выражении различных, в том числе сложных или негативных чувств, их осознание и интеграция (эмоциональное развитие), развития самоконтроля, творческих возможностей и ресурсов личности используется работу с полярностями. Детям предлагается создать (или вырезать из журналов) серию фотоснимков, на которых будут представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства. Примеры тем для такой работы: «Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т. д. Съемка может производиться как в ходе занятий, так и между занятиями. Когда снимки будут готовы, происходит представление работ и их обсуждение.

Для получения нового опыта предлагается детям создать серию фотоснимков на тему какого-либо семейного, религиозного или светского праздника, а когда снимки будут напечатаны — определенным образом организовать их в пространстве, дополняя их текстами, создать плакат, инсталляцию или мини-альбом (книжку). После этого происходит представление работ и их обсуждение.

Первые фотографии детей похожи на первые рисунки — непонятные полосы, отсутствие фокуса, невнятные композиции. Первая пара десятков, а то и сотня кадров просто копирование поведения взрослого — нажать на кнопку, увидеть вспышку, обрадоваться результатам, каким бы то ни было. Фото просматриваются педагогом и воспитанником на мониторе. Как только результаты начнут приносить удовольствие, только тогда печатаются фотографии. В дальнейшем совместно с детьми создаются фотоальбомы, изготавливаются рамки из подручных материалов (картона, пуговиц, газетной бумаги, яичной скорлупы, ракушек, бусин и др.)

Занятия фотографией в кружке способствуют приобщению детей к искусству, помогают адаптации в социуме. У детей формируются такие качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Совметстная деятельность ребят объединяет, формируется общий интерес к фотографии, извлекаться полезные для себя знания в процесс творчества и поиска. В результате наблюдается рост и развитие личности ребенка.

Занятия по фотографированию оказывают стимулирующее воздействие не только на эстетическое, но и умственное, нравственное развитие учащихся. Работа с фотоаппаратом, выполнение различных заданий, сравнение своих успехов с успехами других кружковцев способствует достижению новых результатов в творчестве. Организация фотовыставок, использование детских фоторабот в образовательной деятельности имеют особое значение в деле воспитания уважения к труду.

Специфика фотографирования способствует развитию таких необходимых черт характера, как собранность, усидчивость, целеустремленность, коммуникабельность. Обучающиеся практикуются в решении различных проблемных ситуаций, происходит становление характера. Занятия в фотокружке способствуют обретению уверенности, осознанию своей ценности, обретению своего места в жизни.

Деятельность кружка по фотоделу позволяет многим воспитанникам развить в себе имеющиеся задатки творческого самовыражения или даже просто занять себя интересным и полезным увлечением.

Главным условием формирования нравственного воспитания — это вовлечение детей с ОВЗ в практическую деятельность: общественную, трудовую, познавательную.

Список литературы

  1. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
  2. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва «Просвещение» 1991.
  3. А.М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.

4.В.Ф. Мачихина, под редакцией В.П. Провоторова «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1978.

  1. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.