Конспект родительского собрания  «День за днем говорим и растем! » по форме семинара – практикума «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков»

 

Мугизова Гузель Рафгатовна, учитель-логопед,
МБДОУ «Черемшанский детский сад «Сказка», РТ с.Черемшан

Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.

Задачи:

  1. Рассказать родителям о специфике работы логопункта.
  2. Ознакомить с результатами диагностики речи детей.
  3. Уточнить знания родителями логопедических терминов (логопедических заключений) .
  4. Познакомить с этапами работы над звуками.
  5. Ознакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.
  6. Уточнить знания родителей об организации проведения артикуляционной гимнастики.
  7. Закрепить практические навыки выполнения артикуляционных упражнений.
  8. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям по введении звуков в речь.

Оборудование:

— листочки и ручки (по количеству человек);

— зеркала (по количеству человек);

— снежинки из салфеток;

— предметы для дыхательной гимнастики-кусочки из ваты, ватные шарики;

— буклеты «Занимаемся дома»;

— комплексы артикуляционных гимнастик.

Ход встречи:

Логопед:

«Добрый вечер, уважаемые родители! Давайте познакомимся, расскажем о себе, начав со слов «Меня зовут… никто не догадывается, что я люблю (умею,хочу)……..

Сегодня на нашей встрече я расскажу Вам об особенностях работы учителя-логопеда в условиях детского сада, о результатах диагностики Ваших детей. Так же мы разберемся в основных логопедических заключениях, более подробно узнаем, что такое дислалия и дизартрия. Поговорим о том, как наиболее эффективно выполнять домашние задания. Поучаствуем в семинаре-практикуме по проведению артикуляционной гимнастики. В конце нашей встречи я отвечу на все интересующие Вас вопросы.

Работа логопункта нашего ДОУ регулируется «Положением»,  на основании которого на одну ставку приходится 20 рабочих часов в неделю, из них 16 часов – на работу с детьми и 4 часа на работу с документацией и заполнение тетрадей для домашних заданий. Дети на логопункт зачисляются по итогам результатов проведенного обследования речи у детей, затем заведующая детским садом издает приказ о зачислении детей на логопункт.

(Далее речь идет о результатах диагностики детей старшей группы, оглашается список детей, зачисленных на логопункт для занятий).

Развитие речи происходит в разных направлениях:

— Связная речь (умение ребенка говорить развернутыми предложениями, пересказывать сказки и рассказы, составлять рассказы из опыта, описательные рассказы, составлять рассказы по серии сюжетных картинок) ;

— Грамматический строй речи (словообразование (из стекла – стелянный, словоизменение по числам (стол – столы, родам (красный флаг, но красная юбка, по падежам, правильное употребление предлогов, при согласовании различных частей речи правильное употребление окончаний слов (один карандаш, два карандаша,, пять карандашей) ;

— Словарный запас. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) В предложении используются все части речи. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т. п., называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов.

— Фонематический слух – это умение различать на слух звуки речи, впоследствии умение выделять по порядку звуки в словах для дальнейшего правильного письма в школе. К этому мы вернемся в подготовительной группе.

— Звукопроизношение. К пяти годам в норме ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

А сейчас я бы хотела познакомить вас с логопедическими заключениями, которые встречаются у детей вашей группы. Начнем с самых легких. Итак:

НПОЗ (неправильное произношение отдельного звука, остальные компоненты речи не нарушены)

ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – нарушено произношение нескольких звуков;

Фонематическое недоразвитие речи – нарушение фонематического слуха при нормальном звукопроизношении;

ЛГНР (лексико – грамматическое недоразвитие речи) ;

ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) – нарушено звукопроизношение и снижен или не развит фонематический звук;

НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи) – незначительные нарушения во всех речевых компонентах;

ОНР (общее недоразвитие речи) – значимые нарушения во всех компонентах развития речи. Подразделяется на три уровня: 1 уровень – речь отсутствует или в речи отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; 2 уровень – речь малопонятная, сильно сокращенные слова, простая фраза; 3 уровень – речь довольно понятная, со множеством нарушений звукопроизношения, ограниченным словарным запасом и нарушениями в других компонентах речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, сохранном интеллекте и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Проявления: расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет.

Причины:

— недостаточное развитие движений органов артикуляции

— недостаточная сформированность фонематического слуха («как слышу, так и говорю»)

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга, а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата.

Проявления: ограничение движений органов артикуляции, невозможность удержания нужной артикуляционной позы, саливация (излишнее слюнотечение, постоянно приоткрытый рот, мокнущие уголки рта, речь не внятная, малопонятная, нарушена звуко-слоговая структура слов, трудность ввода звука в речь.

Причины:

— внутриутробная инфекция

— токсикоз во время вынашивания ребенка

— нарушения родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды)

— родовые травмы

— гипоксии (кислородное голодание, обвитие пуповины вокруг шеи)

— травмы головы

— инфекционные заболевания на первом году жизни.

 

Итак, перейдем к непосредственной работе логопеда:

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  1. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ). На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

  1. Этап постановки звука.

Иногда в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук там, где не надо (ш – шобака, Шаша). Поэтому часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации записываются в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

— тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

— задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

— весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

— задания должны быть прочитаны ребенку;

— все задания выполняются до конца;

— ежедневно выполняются дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные упражнения по отработке звуков.

Для формирования правильного отношения к речевому нарушению у ребенка нужно:

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Из всего вышесказанного Вы, уважаемые родители, увидели, что самыми важными для постановки звуков являются два направления:

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Артикуляционная гимнастика.

Начнем с дыхания. Кто может рассказать, какое же оно – правильное речевое дыхание? (выслушиваю ответы) Итак, правильное дыхание для речи

– это нижнереберное дыхание или диафрагмальное, так в легкие попадает больше кислорода;

— вдох через нос, плечи при этом не поднимаются, «надуваем шарик в животе»;

— выдох плавный, свободный через рот, щеки не надуваются, «сдуваем шарик».

Попробуем вместе. У вас на столах лежат снежинки, кладем снежинку на ладонь – Вдох! – Выдох! Молодцы! Таких подходов может быть до пяти.

(Выполнют 3-4 подхода.)

Логопед:

А теперь поиграем в «Футбол» (на столы ставятся «ворота» нужно «забить гол», задувая ватный шарик в ворота). Не забываем: вдох через нос, выдох через рот! У Вас здорово получилось!

Логопед:

Если у ребенка не получается «надувать шарик» сидя или стоя.

Начинаем с лежачего положения. На живот кладем игрушку и наблюдаем, как на вдохе игрушка поднимается, а на выдохе опускается.

Второе, самое важное направление – артикуляционная гимнастика.

По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Цель проведения артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  6. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  1. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

А сейчас я предлагаю взять в руки зеркала и вместе со мной поучиться выполнять артикуляционные упражнения, ведь от правильного выполнения их вами зависит правильность выполнения упражнений вашими детьми. Итак, готовы?

(родители берут в руки заранее приготовленные зеркала)

Упражнения для губ

  1. Улыбка — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка) — вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  3. Заборчик — губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик (Рупор) — зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик — Бублик. Улыбка – Хоботок — чередование положений губ.

Статические упражнения для языка

  1. Окошечко — рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. Лопаточка — рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. Чашечка — рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. Иголочка — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. Горка (Киска сердится) — рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. Желобок — язык просунуть через округленные губы. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. Грибок — рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

  1. Часики (Маятник) — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  2. Змейка — рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  3. Качели — рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  4. Футбол (Спрячь конфетку) — рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  5. Чистка зубов — рот открыт. Языком водить по верхним и нижним резцам с внутренней стороны зубов.
  6. Лошадка — присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  7. Гармошка — рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  8. Маляр — рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  9. Вкусное варенье — рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
  10. Оближем губки — рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
  11. Дятел — рот открыт. Я зык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы. Кончик языка стучит: «Д, д, д, … »
  12. Барабан — тоже, что и «Дятел», но произносим «Дын, дын, дын, … ».
  13. Балалайка — выполняем упражнение «Барабан». В это время чистым, прямым пальцем водим по языку вправо – влево. Слышим: «Дрын, дрын, дрын, … ».

Также родителям показаны примеры проведения упражнений для развития мелкой моторики

— посуды с фасолью и перловой крупой – игра «Найди сюрприз»

— упражнения с грецким орехом – «волчок», «удержи орешек» и др.

— упражнения с бусинками

Логопед:

Молодцы! Я думаю, что ваши дети, глядя на вас, будут стремиться выполнять упражнения правильно!

Далее логопед раздает подготовленные рекомендации для детей, не зачисленных на логопункт, и для всех остальных буклеты по правильному проведению дыхательной и артикуляционной гимнастик. Выслушивает и отвечает на вопросы родителей. Просит оценить уровень проведенного семинара-практикума. Спасибо за внимание.