Марышева Надежда Михайловна воспитатель, МБДОУ детский сад №24 город Череповец.
Непосредственная образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе с использованием приёмов ОТСМ-ТРИЗ по теме «Снежная лаборатория». Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- Развивать мыслительную деятельность детей при ознакомлении с физическими свойствами снега (определить цвет снега , узнать прозрачный ли он ,его температуру и др.); формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки ;учить добиваться положительных результатов при выполнении опытов.
- Развивать навыки сотрудничества , внимания к партнёру, умение работать в группах.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
Ход НОД:
В: Ребята, я предлагаю вам встать в круг, назвать кто стоит справа и слева от вас.
Игра в кругу.
В: Сейчас я хочу с вами поиграть в игру , которая называется « Назови двумя словами».
Подойдите к столу ,посмотрите на карточки ,что на них изображено.
Д/и «Назови двумя словами»
Первый набор : шуба, шапка, варежки (зимняя одежда);
Второй набор : унты , валенки, меховые сапоги (зимняя обувь);
Третий набор : воробей, снегирь, синица (зимующие птицы).
Дети называют.
В: Как по-вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общих названиях предметов? (зимняя)
В: Вы любите зиму? (ответы детей)
В: А чем вам нравится зима? (ответы детей)
В: Почему именно зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках? (зимой есть снег)
Сегодня мы с вами проведем опыты. А с чем, сейчас вы отгадаете…Закройте глазки и внимательно послушайте… (звучит хруст снега).
Воспитатель включает музыкальную запись – хруст снега.
В: Что же это за звук? Что издает такой звук? (хрустит снег).
В: С чем мы будем проводить опыты? (со снегом)
В: А где проводят опыты ученые? (в лабораториях)
В: Как называются люди, работающие в лабораториях? (лаборанты)
В: Сегодня мы с вами будем лаборантами. По технике безопасности существует специальная одежда. Для этого надеваем бахилы, шапочки. Я вам помогу.
В: А сейчас вы разделитесь на две группы. Одна — мальчики, другая — девочки. Выберите каждая группа у себя главного лаборанта. Он будет капитаном.
В: Как выбирали капитана? (пр. по считалке)
В: За что он будет отвечать? (чтобы дети работали дружно, нужно слушать ответы каждого, выбирать правильный ответ и всем его рассказать.)
В: Сейчас подойдут ко мне капитаны.
Перед вами карточки, выберите любую (карточки с именами признаков цвет и прозрачность).
А теперь подойдите к своей группе и покажите с каким признаком вы будете работать.
Девочки проходят за первый стол.
Мальчики за второй.
- Определение цвета.
Дети сравнивают снег с полосками бумаги (белой, голубой ,серой).
В: Какого цвета снег?
В: Что нужно сделать, чтобы это определить? (посмотреть на него, сравнить).
- Определение прозрачности.
Дети определяют снег на прозрачность, используя цветную полоску бумаги. Кладут на неё снег и определяют, что снег не прозрачный.
В: Видно ее? (нет)
В: Изменил снег цвет?
В: Значит снег прозрачный? (нет)
В: Сделаем вывод: мы проводили опыты со снегом, используя имена признаков «цвет» и «прозрачность». Для этого нам понадобились… .Мы получили результаты….
В: Снова подойдите ко мне капитаны и выберите карточки. Одна группа выбирает признак «температура», другая «вес».
- Температура и ее воздействие.
Детям, работающим с признаком «температура» предлагаются 2 ёмкости (первая со снегом ,вторая с водой). Дети определяют какой снег на ощупь, что он холодный и у него низкая температура.
В: Снег по температуре какой?
В: Что нужно сделать, чтобы это определить?
В: А что случилось со снегом в здании? (растаял)
В: Под действием тепла во что превращается снег? (в воду)
А давайте мы с помощью таблицы «Причина — следствие» сделаем вывод по этому опыту. ( рассказывает один из детей).
В: Что было сначала? (снег)
В: Что на него действовало? (температура)
В: Во что превратился снег ? (вода)
В: А вода это какой признак? (влажность)
Вывод: температура повысилась, поэтому снег превратился в воду. Снег стал водой, потому что повысилась температура. Температура влияет на влажность.
- Вес.
Детям, работающим с признаком «вес» предлагаются 2 ёмкости ( первая с рыхлым снегом , вторая с подтаявшим снегом).
В: Определите какой снег тяжелее, а какой легче?
В: Можно проверить ваши предположения, используя весы, (предложить весы)
В: Давайте сделаем вывод по этим опытам. Когда температура повышается (в помещении она выше чем на улице). Что происходит со снегом? (снег превращается в воду, подтаявший снег тяжелее).
В: Молодцы ребята. Сегодня вы были хорошими лаборантами. Снимайте бахилы и шапочки и садитесь на стульчики.
Объединим, что мы узнали о снеге и составим загадку.
По цвету — белый, как….
по температуре — холодный, как….
В: А вы когда-нибудь видели искусственный снег? (да)
В: Где его можно встретить? ( Ответы детей)
В: После занятия в совместной деятельности мы с вами попробуем создать искусственный снег.
В: Что узнали на занятии? Что вам понравилось? Что не получилось? Что расскажете родителям?
Спасибо вам за работу!
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Методическая разработка «Экскурсия на Площадь Побед» (RANDOM - 50%)