Конспект «Снежная лаборатория»

Марышева Надежда Михайловна воспитатель, МБДОУ детский сад №24 город Череповец.

Непосредственная образовательная деятельность по экспериментированию в старшей группе с использованием приёмов ОТСМ-ТРИЗ по теме «Снежная лаборатория».                                                                                                                         Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Развивать мыслительную деятельность детей при ознакомлении с физическими свойствами снега (определить цвет снега , узнать прозрачный ли он ,его температуру и др.); формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки ;учить добиваться положительных результатов при выполнении опытов.
  2. Развивать навыки сотрудничества , внимания к партнёру, умение работать в группах.
  3. Воспитывать усидчивость, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

Ход НОД:

В:  Ребята, я предлагаю вам встать в круг,  назвать   кто стоит справа и слева от вас.

Игра в кругу.

В: Сейчас я хочу с вами поиграть в игру , которая называется « Назови двумя словами».

Подойдите к столу ,посмотрите на карточки ,что на них изображено.

Д/и «Назови двумя словами»

Первый набор :  шуба, шапка, варежки (зимняя одежда);

Второй набор :  унты , валенки, меховые сапоги (зимняя обувь);

Третий набор  : воробей, снегирь, синица (зимующие птицы).

Дети называют.

В: Как по-вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общих названиях предметов? (зимняя)

В:  Вы любите зиму? (ответы детей)

В: А чем вам нравится зима? (ответы детей)

В: Почему именно зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках? (зимой есть снег)

Сегодня мы с вами проведем опыты. А с чем, сейчас вы отгадаете…Закройте глазки и внимательно послушайте… (звучит хруст снега).

Воспитатель включает музыкальную запись – хруст снега.

В: Что же это за звук? Что издает такой звук? (хрустит снег).

В: С чем мы будем проводить опыты? (со снегом)

В: А где проводят опыты ученые? (в лабораториях)

В: Как называются люди,  работающие в лабораториях? (лаборанты)

В: Сегодня мы с вами будем лаборантами.  По технике безопасности существует специальная одежда. Для этого надеваем бахилы, шапочки. Я вам помогу.

В: А сейчас вы разделитесь на две группы. Одна — мальчики, другая — девочки. Выберите каждая группа у себя главного лаборанта. Он будет капитаном.

В: Как  выбирали капитана? (пр. по считалке)

В:  За  что он будет отвечать? (чтобы дети работали дружно, нужно слушать ответы каждого, выбирать правильный ответ и всем его рассказать.)

В: Сейчас  подойдут ко мне  капитаны.

Перед вами карточки, выберите любую (карточки с именами признаков цвет и прозрачность).

А теперь подойдите к своей группе и покажите  с каким признаком вы будете работать.

Девочки проходят за первый стол.

Мальчики за второй.

  1. Определение цвета.

Дети сравнивают снег с полосками бумаги (белой, голубой ,серой).

В: Какого  цвета снег?

В: Что нужно сделать, чтобы это определить? (посмотреть на него, сравнить).

  1. Определение прозрачности.

Дети определяют снег на прозрачность,  используя цветную полоску бумаги. Кладут на неё снег и определяют, что снег не прозрачный.

В: Видно ее? (нет)

В: Изменил снег цвет?

В: Значит снег прозрачный? (нет)

В: Сделаем вывод: мы проводили опыты со снегом, используя имена признаков «цвет» и «прозрачность». Для этого нам понадобились… .Мы получили результаты….

В: Снова подойдите ко мне капитаны и выберите карточки. Одна группа выбирает признак  «температура», другая «вес».

  1. Температура и ее воздействие.

Детям, работающим с признаком  «температура» предлагаются 2 ёмкости  (первая со снегом ,вторая с водой). Дети  определяют  какой снег на ощупь, что он холодный и у него низкая температура.

В: Снег по температуре какой?

В: Что нужно сделать, чтобы это определить?

В: А что случилось со снегом в здании? (растаял)

В: Под действием  тепла  во что превращается снег? (в воду)

А давайте мы с помощью таблицы «Причина — следствие» сделаем вывод по этому опыту. ( рассказывает один из детей).

В: Что было сначала? (снег)

В: Что на него действовало? (температура)

В: Во что превратился снег ?  (вода)

В: А вода это какой признак? (влажность)

Вывод: температура повысилась, поэтому снег превратился в воду. Снег стал водой, потому что повысилась температура. Температура влияет на влажность.

  1. Вес.

Детям, работающим с признаком «вес» предлагаются 2 ёмкости ( первая с рыхлым снегом , вторая с подтаявшим снегом).

В: Определите какой снег тяжелее, а какой легче?

В: Можно проверить ваши предположения, используя весы, (предложить весы)

В: Давайте сделаем вывод по этим опытам. Когда температура повышается (в помещении она выше чем на улице). Что  происходит со снегом?  (снег превращается в воду, подтаявший снег тяжелее).

В: Молодцы ребята. Сегодня вы были хорошими лаборантами.  Снимайте бахилы и шапочки  и садитесь на стульчики.

Объединим,  что мы узнали о снеге и составим загадку.

По цвету —  белый, как….

по температуре —  холодный, как….

В: А вы когда-нибудь видели искусственный снег? (да)

В: Где его можно встретить? ( Ответы детей)

В: После занятия в совместной деятельности мы с вами попробуем создать искусственный снег.

В: Что узнали на занятии? Что вам понравилось? Что не получилось?  Что расскажете родителям?

Спасибо вам за работу!