«ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ»  (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект)

Сементина Татьяна Борисовна, воспитатель.

МКДОУ д.с. «Колокольчик», Зуевка, Кировская обл.

АКТУАЛЬНОСТЬ: С каждым годом растет число пожаров в России, причем основное их количество приходиться на жилой сектор. Заметно увеличилось количество травмированных и погибших при пожаре людей. По данным статистики, из основных причин возникновения пожаров до 10% приходится на шалости детей. Начиная познавать окружающий мир, ребенок сталкивается с массой ситуаций, которые на прямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Знание и соблюдение правил ППБ – это одна из составляющих сторон жизни ребенка. Усвоение правил безопасности начинается с трех лет. Если ребенок не усвоит культуру личной безопасности, то в дальнейшем он будет испытывать трудности. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Культура личной безопасности предполагает знание и соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике.

Инновационные формы работы, в частности, такие как проектирование, дают возможность более подробно раскрыть данное направление и использовать активные формы работы с детьми, предполагающие применение ребенком знаний в практических ситуациях и формирование у него навыков безопасной жизнедеятельности.

ПРОБЛЕМА: Обычные профилактические беседы с детьми по правилам безопасного поведения не дают ожидаемых результатов. Необходимо построить работу так, чтобы впечатления ребенка были как можно ярче, ведь в силу возраста эмоции запоминаются ребенком лучше, чем слова. При этом нужно организовать работу в приемлемой для них игровой форме, тесно переплетая в проекте игру с познавательным процессом. Более всего насыщенны эмоциями такие формы работы с детьми как развлечение, праздник, совместная деятельность со взрослыми. Именно поэтому такие мероприятия остаются в памяти ребенка более длительный период.

ЦЕЛЬ: обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пожарной безопасности через совместную работу музыкального руководителя и педагога.

ЗАДАЧИ:

  1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
  2. Закреплять навыки практических действий при эвакуации по причине возникновения пожара.
  3. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно — экспериментальной деятельности.
  4. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения в группе. .
  5. Активизировать позицию родителей по вопросу безопасности ребенка.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Результатом этой работы должно стать повышение познавательного интереса к изучению правил пожарной безопасности и умение дошкольников применять имеющиеся знания на практике.

ИДЕЯ ПРОЕКТА. Работа педагога по обобщению, закреплению и пополнению знаний у дошкольников по пожарной безопасности через активные формы работы. Привлечение к данной работе музыкального руководителя позволит сделать мероприятия более запоминающимися. Вовлечение в педагогический процесс родителей даст возможность закрепить полученные знания дома во время совместного творчества родителей и детей.

Реализация проектов в области безопасности детей как традиционная форма работы для нашего дошкольного учреждения.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Март – апрель

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА. Дети, родители, педагоги ДОУ, специалисты пожарной части.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Подготовительный этап: подбор необходимой методической литературы, анализ работы по данному направлению, составление плана работы по реализации проекта, подбор пособий, организационная работа.
  • Основной этап: деятельность по проекту.
  • Заключительный этап: развлечение для детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Специально организованные занятия,
  • Объектовая тренировка,
  • Экскурсии дошкольников в ПЧ,
  • Исследовательская деятельность,
  • Игровая деятельность,
  • Чтение художественной литературы,
  • Тематические конкурсы рисунков,
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей,
  • Развлечение.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ПРОЕКТА

  • Работа с социальными структурами: библиотека.
  • Экскурсии в пожарную часть.
  • Встречи с людьми профессии «пожарный».

ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ ПРОЕКТА

  • Оформление книги «Поучительные истории».
  • Выставка рисунков сотворчества детей и родителей «Огонь добрый – огонь злой».
  • Показ театрализованного представления по ППБ для детей старшей и средней группы.
  • СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
  1. Подготовительный этап:
  • Подбор необходимой методической литературы,
  • Анализ работы по данному направлению,
  • Составление плана работы по реализации проекта,
  • Подбор пособий, организационная робота.
  1. практический этап:
  • занятия и беседы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • чтение художественной литературы,
  • подготовка к театрализованному представлению,
  • творческая художественная деятельность,
  • совместная работа детей и взрослых по созданию книжки,
  • спортивный праздник,
  • опытно – экспериментальная деятельность,
  • анкетирование родителей.
  1. Заключительный этап:
  • Презентация книжки,
  • Проведение театрализованного представления.

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Техническое оснащение: музыкальный центр, видео – аудио кассеты, диски.
  • Дидактический материал: дидактические игры по ППБ, альбомы и плакаты по пожарной безопасности.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОЕКТУ

  1. С детьми:
  • Дидактическая игра по ППБ «Наши друзья пожарные спешат на помощь».
  • Рисование на тему пожарной безопасности.
  • Экскурсия в пожарную часть.
  • Опытно – экспериментальная деятельность.
  • Спортивный праздник «Юные пожарные».
  • Подготовка и проведение театрализованного представления «Огневушка – поскакушка»
  • Чтение художественной литературы: К.Баскет. Пожарные. К.Чуковский. Путаница. Кошкин дом. С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
  1. С родителями:
  • Анкетирование «Соблюдаете ли ВЫ правила пожарной безопасности?».
  • Оформление информационного стенда «Пожарная безопасность дошкольника».
  • Презентация семейных проектов «Поучительные истории».

Литература.

1.Е.Ф.Прилепко, Пожарная безопасность для дошкольников, М-2009.

2.Т.Черединова, Юный пожарный. Дошкольное воспитание №11–2004.

  1. С.Козлова, С.Кожокарь, Не всегда огонь наш друг. Как человек огонь приручил. Дошкольное воспитание №10–2000.
  2. Р.Н.Генералова, Знакомство детей старшего дошкольного возраста с открытым огнем. Дошкольная педагогика №3–10.

5.Е.Н.Петухова, Неделя пожарной безопасности в ДОУ. Дошкольная педагогика №1-09.