Тема: «Как носила девица красный сарафан»
Поворотова Светлана Владимировна, воспитатель, МБДОУ детский сад №5 «Теремок», город Бор.
Цель: Знакомство детей с историей русского народного костюма.
Задачи:
- Показать особенности национального костюма на Руси;
- Расширить знания детей о русской народной культуре;
- Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами;
- Развивать эстетический вкус;
- Формировать нравственные качества дошкольников.
Оборудование:
- Выставка «Русский народный костюм», на которой представлены образцы и иллюстрации народного костюма.
- Записи русских народных мелодий: «Во поле берёза стояла», «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои».
- Листы альбома, на них нарисованы контуры мальчика и девочки.
- Гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные и простые карандаши, баночки с водой, салфетки, палитра, кисти.
Содержание НОД:
- Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку «Русский народный костюм».
Рассказывает историю русского костюма.
Рассказ воспитателя (сопровождается тихой музыкой):
В народном костюме слились воедино два начала – функциональные (то есть русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянина) и эстетическое.
Древнейшие формы русского костюма тесно связаны с языческими представлениями и верованиями, которые составляли основу земледельческих и столярных культов древних славян.
Свой классический вид костюм приобрёл к началу ХIХ века. Русский костюм можно разделить на два вида: северный и южный.
Женская одежда (южный) (сопровождается показом иллюстраций, фотографий, рисунков)
- Рубаха. В южных районах женщины носили рубахи. Ворот, оплечья, рукава, подол рубахи украшали тканным или вышитым узором, а позднее аппликацией из ярких лент или полос ткани. Обилие красного отличало рубахи молодых женщин, тогда как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.
- Понёва. Полосатая одежда, типа юбки, которую одевала женщина после замужества. Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.
- Передник. Обязательно входил в понёвый комплект. «Занавески», «запон», «перетырки» были своеобразным документом женщины: по краю, элементам вышивки можно было узнать из какой она деревни, замужем или просватанная, есть ли дети или нет.
- Осенью или весной поверх рубахи, понёвы и запона носили плечевую (шушпан, шушуны, коротай) одежду из холста или шерсти.
- Головные уборы. Девичий головной убор в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, ткани, лент, бисера, пуговиц, блёсток, крашеных перьев. Женские головные уборы должны были обязательно покрывать голову.
- Праздничный наряд девушек и женщин дополнялся бисерными шейными и нагрудными украшениями. Богатые крестьянки носили украшения из янтаря, жемчуга, граната.
Женский костюм (северный). Сарафанный.
Сарафан в русском костюме появился в ХV веке. Сначала сарафан был одеждой только княжеских родов. Позднее Екатерина II разрешила носить сарафаны всем родам и сословиям, что сделало его популярным среди крестьян и купечества. Шили сарафаны из различных тканей: атласа, штофа, парчи и т.д. Поверх сарафана обычно надевали передники: они предохраняли одежду от загрязнения, носили декоративный характер, закрывая неукрашенные части костюма. Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она выполнялась из парчи или бархата.
В качестве головных уборов, женщины северных губерний России носили кокошники. Они украшались очень красиво: бисером, рубленным перламутром, речным жемчугом, фольгой. Наиболее характерными орнаментами были растительные, а так же изображение птиц. На севере были популярны украшения типа ошейника. Воротника: они представляли собой сетку из перламутра, мелкого бисера, искусственного жемчуга. Широко использовались различные серьги.
Мужской костюм.
Мужской костюм и в южной и в северной России был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи – косоворотки, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. Рубаха украшалась вышивкой и непременно подпоясывалась шерстяным поясом узорного плетения. На голове носили войлочные шляпы – грешневик, позднее появляются картузы.
Весной и осенью носили в основном различные по крою кафтаны, глубоко запахивая их на левую сторону. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, шитые, как правило, мехом внутрь.
Самой распространённой обувью были лапти, сплетённые из лыка или бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. (звучит русская народная музыка «Лапти»).
Носили крестьяне и различную кожаную обувь. Женщины ходили в котах – башмаках с завязками на задниках, а так же в ботинках с резинкой по бокам. В зимнее время – валенки, катанки, на русском севере – меховую обувь.
- Проводится народная хороводная игра «Венок» (звучит русская народная музыка «Во поле берёза стояла»).
Двое ребят с венком берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
«Берёзонька девочек кричала,
К себе призывала:
— Идите, девочки, на луг гулять,
Зелёные веточки забивать.
— Мы тебя, берёзка, не согнём
На тебе веночки не завьём.
— я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веночки совьюсь.
Завейте веночки зелёные, —
Станете весь год весёлые.»
- Задание детям. «Плетём венок» Надо сплести венок из ленточек (косички) (Работа детей)
- 4. «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».
На альбомных листах нарисованы контуры кукол мальчика и девочки. Дети придумывают узор для одежды кукол, используя при этом разнообразные художественные материалы. Украшают костюмы разнообразными декоративными элементами.
В конце занятия все вместе любуются изображениями кукол в русских народных костюмах.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Спортивный досуг во второй младшей группе «Матфуша и Петрушка» (RANDOM - 50%)