Особенности социализации детей девиантного поведения через спортивно-массовую работу в условиях школы-интерната

Синицина Е.А., учитель физкультуры

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

 

Произошедшие изменения в нашей стране – крах тоталитарного общества и его нравственных ценностей, отрицательные последствия быстрого вхождения России в рынок приведшие к экономической нестабильности, возникновению социальных рисков и, следовательно, росту социальной напряженности в обществе, что так или иначе является следствием детского неблагополучия, спектр причин которого весьма широк: моральная ущербность, неверие в социальный прогресс, эгоцентризм, правонарушения, алкоголизм, наркомания, распространение тяжелых психических депрессий. При этом проблема еще усугубляется и кризисом социальной мотивации и слабостью профессиональных ориентаций будущих абитуриентов, что в свою очередь приводит к размытости жизненной перспективы, склонности к материальному иждивенчеству, нарушению коммуникативной деятельности – дети не настроены на продуктивное общение со взрослыми, а скорее стремятся к отталкиванию от них.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ОВЗ обусловлена явно выраженной повышенной тревожностью, эмоциональной напряженностью, психическом утомлением, подверженностью стрессам, повышенной чувствительностью к различного рода препятствиям, неготовностью преодолевать трудности, конформизме, снижение потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивности, неуверенности в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, неадекватной самооценке.

В наше время (также как и в предыдущие эпохи) воспитание остается основной педагогической категорией, а социализация,  её основным направлением.

Необходимо хорошо подбирать и организовывать систему занятий и упражнений  с тем, чтобы в них всегда просматривалась  задача социализации детей с ОВЗ. На уроках я часто исхожу из конкретных ситуаций, поступков отдельных учащихся.  Педагогу необходимо расшевелить целину детских душ, научить отличать добро от зла.
Любую жизненную ситуацию, по моему убеждению, можно сделать социально-воспитывающей, если обратить внимание детей на ее нравственную суть. При анализе реальных ситуаций происходит накопление социального опыта детей, ведь жизнь это и есть череда социальных ситуаций со своими положительными и отрицательными сторонами. Ну а самую большую социальную практику дает сама школа. Любое школьное мероприятие должно быть связано с социально-нравственными целями. Если во время соревнований школьник упал, испытывает чувство вины, что стал причиной поражения своей команды, то именно его душевное состояние, обстоятельства случившегося становятся темой моего последующего анализа с командой.
Общаясь с детьми каждый день, педагог учит, поправляет, дает советы, объясняет, доказывает, старается быть достойным примером. Анализируя поступки детей, учитель развивает в них критическое мышление собственных недостатков и умение преодолевать в себе то, что не нравится, веру в силу собственных возможностей. В результате получается, что главной задачей у ребенка становится самосовершенствование как основная жизненная цель, которая заполнит его жизнь и никогда не позволит почувствовать одиночество и пустоту.

Современный урок физической культуры – это, прежде всего такой урок, в котором даются не просто уроки физического развития, или какой-либо комплекс упражнений, а реализуется единая система жизнедеятельности человека, в которой проявляется физическое и нравственное содержание, единство тела и духа, телесного и нравственно-психологического.

Физкультурно-спортивная работа в ГКОУ «Котовская школа-интернат» является стержнем воспитания дисциплинированности, ответственности, смелости и других социально-нравственных качеств. Исходным в коррекционно-воспитательной работе стало положение о том, что «познание школьниками объективной действительности, своего места в жизни идет одновременно с оцениванием. То, что вызывает оценку, независимо от того, какая она, приобретает субъективную значимость» (Б Г. Ананьев).

В каждом моральном понятии содержится оценочное отношение к обществу, к тому качеству человека, его действиям, поступкам, суждениям, которые отвечают моральным требованиям, либо противоречат им. Усвоение моральных понятий каждым учеником, мы считали, должно сочетаться с формированием у него соответствующих позиций, оценок, убеждений, т.е. положительного или отрицательного, личного эмоционально — пристрастного отношения к тому или иному конкретному качеству, действию или поступку человека.

Учитель физической культуры осуществляет  непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой, направляет деятельность совета коллектива физической культуры школы и оказывает повседневную помощь в его работе; организовывает работу спортивных секций и тренировки учащихся с ОВЗ, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-юношеских спортивных школ, учителей — предметников, родителей и т.д.; обеспечивает подготовку физкультурного актива (юных инструкторов, судей по спорту, физоргов классов и др.); оказывает методическую помощь классным руководителям по вопросам организации физкультурно-оздоровительной работы в классах, отрядах; планирует общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (массовые соревнования, физкультурные праздники и вечера, Дни здоровья и т.д.) и совместно с физкультурным активом и родительской общественностью обеспечивает их проведение. Физическое и нравственное воспитание учащихся  с ОВЗ протекает в единстве. В процессе занятий физической культурой и спортом наряду с физическими качествами, активно идет процесс формирования личности ребенка, спорт дает возможность самоактуализации и самореализации индивида в детском коллективе в условиях коррекционной школы-интерната.

Тренировка детей в избранном виде спорта, достижение высоких спортивных результатов помогают многим подросткам реализовать себя в обществе сверстников, что очень важно для детей данного возраста.

Занятия спортом учат с уважением относиться к соперникам, тренерам и судьям, учат терпеть как физическую, так и душевную боль, сопереживать другому. Дети, которые систематически занимаются спортом, более ответственно относятся к учебе, к своему поведению и к своим поступкам, именно так занятия спортом и физической культурой воспитывают у детей культуру поведения в общественных местах, в общении со сверстниками, взрослыми.

Для повышения самооценки и умении владеть своими эмоциями, воспитанники школы активно принимают участие в городских, областных соревнованиях, в соревнованиях между образовательными  школами  города. Занимая досуг детей спортивными мероприятиями, создаются устойчивые традиции школы. Так в конце учебного года проводятся соревнования между учащимися и педагогами. Что позволяет достичь более тесных и открытых отношений с детьми группы риска.

Учитывая современные молодёжные тенденции, в нашей школе даётся возможность детям проявить себя в различных видах танцев, так например дети занимаются спортивными, классическими танцами. Применяют танцевальные композиции -участвуя  в акциях, организуют флэш-моб.

Организация такой работы с разными категориями детей, способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание учиться, познавать новое. Такая работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к выполнению своих обязанностей, поручений, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.

Таким образом, можно заключить, что использование различных современных педагогических технологий в области физкультурно-спортивной работы оказало положительное влияние на физическую подготовку, создав дополнительные мотивации к занятию физической культурой и спортом, а также способствовало решению задач по коррекции психологических деформаций у обучающихся склонных к девиантному поведению, а именно социализации и воспитания подрастающего поколения, а также профессионального и личностного развития детей, обладающих определенными ограничениями и сложностями в развитии. Это обеспечило реализацию поставленных задач по развитию автономности, самостоятельности личности; формирование социальной компетентности (на уровне межличностного  взаимодействия «личность – социальная среда»; на уровне взаимодействия «личность – социальные институты»; вырабатывание позитивной просоциальной направленности личности; развитие Я-концепции, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки; формирование профессиональной компетентности и профессиональных умений как факторов социальной адаптации.

 

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних — М., 1989.- 34 с.
  2. Жуков М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта. Монография. – Ярославль. ВНИИФК. 2004. – 356 с.
  3. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии – М.: ФиС, 1979 – 152с.
  4. Зациорский В.М., Закоржанов В.А. Тер-Аванесян И.А. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / Теория и практика физической культуры. – 1971. — № 4. – С. 39-42
  5. Зотов Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе// метод.пособие // Физкультура спорт.- М.,1984. -104 с.
  6. Кабачков В.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта //метод. пособие  – Ярославль, 2001. – 68 с.
  7. Кабачков В.А. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта – М.: Вестник спортивной науки. — 2007.- №2.- С.25-30.