Щава С.В., г.Вольск
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – среднесрочный.
Проблема
Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Природные зоны Земли», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Актуальность
Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
Задачи:
- Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).
- Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.
- Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
- Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
- Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
Продукт проекта – модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.
Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Сроки реализации проекта: ноябрь — апрель
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.
Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап — Реализационный (содержательная часть).
Цель.
- 1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
- Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап. Итоговый
Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
План работы по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственный/целевая аудитория | Продукт /
Результат |
1. | Информационный стенд в родительском уголке Консультация для родителей «Детское исследование – что это такое» | 1 декада ноября | Воспитатели/ родители | Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников |
2. | Родительское собрание.
Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы» |
2 декада ноября | Воспитатели /родители | Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы |
3. | Разработка тем для детских исследований | Начало ноября | Воспитатели
/родители, дети |
Тематика детских исследований |
4. | Занятия по формированию экологических представлений | Ноябрь-апрель | Воспитатели/
дети |
Систематизация накопленных знаний |
5. | Распределение тем и направлений исследований («Земля – наш общий дом») по экологии | 2 декада ноября (после собрания) | Воспитатели/ дети, родители | Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям |
6. | Создание макетов природных зон | Ноябрь-апрель | Воспитатели, дети, родители | Макеты природных зон |
7. | Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах | Ноябрь-апрель | Воспитатели | Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах |
8. | Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека) | Ноябрь-апрель | Воспитатели | Презентации с подбором характерных картинок природных зон |
9. | Включение родителей в процесс познавательного развития детей в соответствие со сроками | Ноябрь — апрель | Родители /дети | 1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,
2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды |
10. | Детские выступления на выбранную тематику | Ноябрь-апрель | Воспитатели, Родители /дети | 1. Детские выступления перед сверстниками
2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями |
11. | Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле) | Апрель | Воспитатели/
дети |
1. Результаты диагностики познавательной активности детей
2. Выводы о проведенной работе |
12. | Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей. | Апрель | Воспитатели/ родители | Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе. |
13. | Итоговый анализ проведенной работы | Апрель | Воспитатели | Отчет о реализации проекта. Общие итоги |
Список литературы:
- Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».
- Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.
- Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.
- Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Социальная активность (50%)
- Тема: «Проект «Мамочка милая моя, солнышко мое» (RANDOM - 50%)