Щава С.В., г.Вольск
Срок реализации проекта: 1-12 апреля.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Содержание:
- Актуальность проекта.
- Задачи проекта по линиям развития ребенка.
- Изменения предметно-развивающей среды.
- Содержание деятельности по реализации проекта.
Работа с родителями.
- Образовательная деятельность в режимных моментах, непосредственно-образовательная деятельность.
- Фотоальбом проекта «Навстречу звездам».
- Приложения:
— сценарий театрализованного представления «Сказка о звездочете»;
— конспекты занятий;
— подвижные игры, физкультминутки, эстафеты;
— дидактические игры, электронные игры по теме проекта;
— стихи для заучивания, загадки.
- Список использованной литературы.
Актуальность проекта
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?
Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры и т.д. Это вызывает у детей агрессию по отношению к сверстникам. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. История России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики, дату первого полета в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появлением первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
Тема проекта: «Навстречу звездам».
Участники: дети старшей гр., родители, воспитатели, муз. руководитель.
Сроки проведения: с 1 по 12 апреля.
Итоговое событие: театрализованное представление для детей и родителей «Сказка о звездочете».
Задачи проекта по линиям развития
- Физкультурно-оздоровительное
- Воспитательная: воспитывать желание совершенствовать свои физические качества; волевые качества: стремление к победе и уверенность в своих силах, целеустремленность.
- Развивающая: обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости и координации движений).
- Обучающая: учить следовать правилам безопасного поведения. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарища по команде.
- Социально-личностное
- Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде. Воспитывать чувство сострадания к судьбам живых существ.
- Развивающая: развивать способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Развивать умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять, решать проблему сообща.
- Обучающая: побуждать к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
- Познавательно-речевое
- Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности, прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике.
- Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, воображение, память. Развивать речь, умение связно, последовательно составлять рассказы. Расширять словарный запас.
- Обучающая: расширять и уточнять знания детей об окружающем: о космосе, о празднике «День космонавтики», о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, что в космосе есть другие планеты.
- Художественно-эстетическое
- Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность.
- Развивающая: развивать творческие способности детей, желание выражать свои впечатления в рисунках, поделках. Развивать мелкую моторику рук.
- Обучающая: учить детей фантазировать, воплощать в реальность свои фантазии, оценивать свою деятельность. Учить создавать сюжетные композиции, использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Предпосылки к определению цели детьми: создание предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту детей, для формирования у них представлений об окружающем мире, Космосе.
Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
Пособия:
- Глобус Земли, макет телескопа.
- Демонстрационный материал для занятий — «Космос».
- Карта Солнечной системы.
- Портреты первых космонавтов.
- Карты звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Видеотехника и подборка мультфильмов – «Белка и Стрелка», «Лунтик и его друзья», «Новеллы о космосе», «Мурзилка на спутнике», «Тайна третьей планеты».
ИЗО:
- Раскраски на тему «Космос».
- Трафареты космической техники, планет, звезд.
- И. А. Лыкова аппликация «Далекий космос» (технологические карты).
- Выставка детских работ по теме проекта.
Игры и игрушки:
- Выставка-коллекция космической техники.
- Кукла-космонавт, мягкие игрушки: Лунтик, Кузя, Мила, гусеницы.
- Конструктор ЛЕГО – «Космическая станция», «Шаттл»; крупный и мелкий «Строитель».
- Дидактические игры: «Космические приключения», «Собери созвездие», «Найди звезду», «Посади звездолет», «Чем питаются космонавты», лото «Профессии», разрезные картинки, кубики «Ракета, орбитальная станция, космонавт».
Содержание деятельности по реализации проекта
- Физическая культура:
- Физкультурный досуг «Навстречу звездам».
- Утренняя гимнастика «Выходим в открытый космос».
- Подвижные игры и физкультминутки: «Космонавты», «Созвездие замри!», «Внимание: старт!», «Ракетодром», «Ракеты».
(Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.)
- Здоровье:беседа «Кого принимают в космонавты?».
(Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить какие физические качества необходимы будущим космонавтам.)
- Безопасность:беседа «Что случиться с нашей планетой если…».
(Приобщать к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы, обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни, воспитывать любовь к своей планете и желание беречь ее.)
- Познание:
- Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос».
- Наблюдение на прогулке за небом; наблюдение за движением солнца в разное время суток, за луной, звездами в темное время суток.
- Опыт о влиянии солнца и тепла на рост растений.
- Занятия «Построим Лунтику ракету для полета на планеты», «Солнце, солнце, загляни в оконце», «Космическое путешествие к звездам»…
- Просмотр мультфильмов.
(Дать детям элементарные представления о том, что Вселенная- это множество звезд, Солнце- это самая близкая к Земле звезда. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью Земли — глобусом. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках.)
- Коммуникация:
- Заучивание стихов о космосе: Я. Аким «Планета-сад», А. Усачев «Космическая считалка», В. Степанов «Юрий Гагарин».
- Отгадывание загадок по теме «Космос».
- Составление творческих рассказов на тему «Космические истории».
(Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы. Развивать память, мышление, воображение.)
- Чтение художественной литературы:
- Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (глава 1);
- А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство»;
- В. Бороздин «Первый в космосе»;
- Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»;
- Л. Блинов «Когда планета кружится»;
- Т. А. Шорыгина «О космосе»;
- К. Булычев «Девочка с земли»;
- К. Курбатов «Я хочу в космос»;
- Детские энциклопедии о космосе.
- Художественное творчество:
- Рисование «В космосе»;
- Аппликация «Далекий космос»;
- Лепка/ручной труд «Ракета», «Гости с другой планеты».
(Развивать творческие способности детей, желание выражать свои впечатления в рисунках, поделках. Учить детей фантазировать, воплощать в реальность свои фантазии, оценивать свою деятельность).
- Социализация:
- Сюжетно-ролевые игры «К Лунтику в гости», «Космическое путешествие»;
- Дидактические игры «Кем быть?», «Космические приключения», лото «Профессии», разрезные картинки, кубики «Транспорт», «Собери созвездие», «Посади звездолет»;
- Строительные игры «Космодром», «Построим Лунтику ракету»;
- Электронные игры: «Освоение космоса», «Космическое путешествие»;
- Театрализованное представление «Сказка о звездочете».
(Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий. Развивать социально-личностные качества каждого ребенка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.)
- Музыка:
- Песня «Ракета» муз. С. Ермолова, сл. Бойко Г.;
- «Космическая песня» муз. С. Ермолова, сл. Е. Аксельрод;
- Песня «Наша Родина сильна» сл. Волгиной, муз. А. Филлипенко;
- Песня «Поскорей бы подрасти» муз. М. Машденко, сл. Н. Найденовой;
- Музыкальная игра «Космонавты» муз. Тиличеевой;
- Песня «Полет на Марс» муз. С. Ранда, сл. С. Ранда и Я. Алекперова;
- Песня звездочета из кинофильма «Про красную шапочку» в исполнении Е. Евстигнеева и Р. Зеленой;
- Саундтрек «Этот большой мир» из кинофильма «Отроки во Вселенной»;
- Песня «Мы в космос улетаем на работу»;
- Сборник космической музыки «Agmoolation- 2007» — слушание.
- Работа с родителями
- Вводная консультация. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
- Пополнение книжного уголка группы книгами по теме проекта.
- Совместная с ребенком работа «Человек и космос». Выставка совместных работ.
- Изготовление украшений к празднику — объемные макеты планет и звезд.
- Подготовка костюмов к театрализованному представлению «Сказка о звездочете».
- Поездка с детьми в Информационный центр атомной энергии на викторину «Земля — планета Солнечной системы».
Итоговое мероприятие: театрализованное представление «Сказка о звездочете».
Выводы:
В ходе реализации проекта пришла к выводу, что игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Дата | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Непосредственно образовательная деятельность |
1 апреля | «Космическая» зарядка. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья». Беседа «Что я знаю о космосе». Чтение первой главы книги Н. Носова «Приключения Незнайки». Сюжетно-ролевая игра «К Лунтику в гости». | Конструирование: «Построим Лунтику ракету для полета на планеты».
Музыкальное занятие: разучивание песни «Ракета» |
2 апреля | Прослушивание и разучивание песни «Ракета». Чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Первые покорители космоса — животные». Просмотр мультфильма «Белка и Стрелка». | Познание: «Солнце, солнце, загляни в оконце».
Физкультурное занятие «Приглашает космодром». |
3 апреля | Чтение: В. Бароздин «Первый в космосе». Рассматривание глобуса. Физкультминутка «Раз, два, стоит ракета». Подвижная игра «Космодром». Беседа «Ю. Гагарин — первый космонавт». Рассматривание портретов первых космонавтов. | Лепка «Ракета».
ФЭМП: «Путешествие в космос» |
4 апреля | Разучивание космической считалки «На Луне жил звездочет». Просмотр мультфильма «Мурзилка на спутнике». Беседа «Луна — спутник Земли». Отгадывание загадок о космосе. Чтение: Н. Барыкин «Детям о космосе, Земле и человеке». Подвижная игра «Звездочет». | Рисование гуашью «Космос».
Музыкальное занятие: разучивание песни «ракета», слушание саундтрека «Этот большой мир» из кинофильма «Отроки во Вселенной». |
5 апреля | Беседа «Планеты Солнечной системы».
Рассматривание модели Солнечной системы. Пальчиковая игра «Планеты Солнечной системы». Чтение: Е. Левитан «Звездные сказки». Разучивание стихов к празднику: Я. Аким «Планета — сад». |
Познание: «Солнечная система».
Физкультурное занятие «Космонавты». |
8 апреля | Космическая зарядка.
Чтение: Е. Левитан «Твоя вселенная». Подвижная игра «Космонавты». Дидактические игры «Чем питаются космонавты», «Разрезные картинки». Просмотр мультфильма «Новеллы о космосе» (Союзмультфильм 1973г.). Беседа «Кого принимают в космонавты?» |
Конструирование: «Космодром».
Музыкальное занятие: разучивание песни «Наш звездолет», слушание песни «Мы в космос улетаем на работу». |
9 апреля | Разучивание стихов о планетах Солнечной системы к празднику. Слушание песни «И на Марсе будут яблони цвести». Чтение: Т. Шорыгина «О космосе». Беседа «А зачем это нужно — изучать небо?». Рассматривание карты звездного неба, созвездий. | Познание: «Путешествие к звездам».
Физкультурный досуг «Навстречу звездам». |
10 апреля | Опыт «Как происходит смена дня и ночи». Конкурс «Ловкий карандашик» -раскраски о космосе. Чтение: А. Леонов «Человек вышел в космическое пространство». Дидактические игры: лото «Профессии», электронные игры. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты». | Аппликация «Далекий космос».
ФЭМП: «Раз звезда, два звезда…» |
11 апреля | Моделирование созвездий из картонных звездочек. Беседа «День космонавтики». Чтение: К. Курбатов «Я хочу в космос». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Разучивание стихов к празднику. Дидактические и электронные игры.
Поездка в информационный центр атомной энергии: викторина «Земля — планета Солнечной системы». |
Рисование «Солнечная система».
Музыкальное занятие: разучивание песни «Поскорей бы подрасти», слушание песни «На пыльных тропинках далеких планет». |
12 апреля | Конструирование планет Солнечной системы из снега. Пальчиковая игра «Планеты солнечной системы». Чтение стихов, загадывание загадок на космическую тему. | Театрализованное представление для детей и родителей «Сказка о звездочете |
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Социальная активность (50%)
- Проект «Будь здоров!» (RANDOM - 50%)