ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА  УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

Шапаренко О.Е, МКОУ Соколовская школа-интернат

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский

В результате информатизации и компьютеризации  образования  формируется новая образовательная среда, которую можно охарактеризовать как среду современных информационных технологий (ИТ). Такая среда меняет способы  представления и усвоения знаний, меняет характер  взаимодействия между субъектами образовательного процесса, меняет весь процесс  профессионально-методической деятельности каждого учителя.

Урок остается основной формой обучения, однако его назначение меняется с учетом специфики  использования современных информационных технологий. Теперь он ориентирован  на удовлетворение учебно-познавательных потребностей учащихся, обеспечивая максимальную свободу  развития  и саморазвития его личности.

Очень важна для ребенка образовательная среда, как показывают определения:

Образовательная среда – это вид жизненной среды, необходимый для актуализации растущего человека в образовании как одной из сторон его жизнедеятельности.

Образовательная среда – это материальное воплощение заботы взрослых о развитии детей. Это понятие позволяет, по нашему мнению, обратить внимание на сенсорно-перцептивную организацию человека (Б.Г.Ананьев) и механизмы переживания (Ф.Е.Василюк) как на особые факторы, действие которых со всей очевидностью проявляется в процессе усвоения и применения учащимся новых знаний. Образовательная среда непосредственно обращена к ребенку и является своеобразным средством педагогического сопровождения развития ребенка. Основная роль в создании образовательной среды принадлежит взрослому, а ее содержание определяется учебными задачами.

Большую роль в создании информационной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью, будет  по прежнему учитель его «живая» речь. Подкрепляя ее различными наглядными приемами, учитель добивается требуемых результатов. Для закрепления информации нам необходим учебник и другая дополнительная литература по предмету. Я считаю, что ребенок должен пройти все этапы, в начале он должен научиться «добывать» информацию из книги, и лишь потом получать ее при помощи  компьютера, и электронных носителей, тогда ребенок начинает осознанно выбирать информацию.

В эпоху компьютеризации многих сфер деятельности человека, массового пользования спутниковым  телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. С появлением спутникового телевидения в нашей школе  появились широкие возможности для просмотра разнообразных научно-популярных сериалов и передач в школьных условиях. К программам биологической направленности прошедшим или идущим по телевидению относятся сериалы: «Подводная одиссея команды Кусто», «Мир дикой природы», «Живая природа» и другие; передачи: «В мире животных», «Диалоги о животных». Соответствуют биологической тематике, в том числе и содержанию школьной программы, сюжеты, фрагменты из сериалов и передач: «Час Дискавери», «Неизвестная планета», «Пытливые умы», «Сто чудес света» и другие. Следует отметить высокое художественное качество перечисленных программ, содержательность материала, наличие интересных и уникальных кадров, увидеть которые, у подавляющего большинства людей, иным способом возможности нет.

Наличие техники, позволяющей делать видеозапись, производить оцифровку даёт мне  возможность создавать видеотеку фильмов, для своих  уроков. Внимание педагогов, в том числе учителей-биологов, привлекает проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках включением экранной информации в интеллектуальный «багаж» школьников, но, несмотря на всё выше сказанное, видеофильмы всё же недостаточно и малоэффективно применяются учителями и как средство воспитания и обучения, и как средство самообразования школьников. При выполнении домашнего задания,  я в некоторых случаях даю задание посмотреть определенный фильм на самоподготовке. Для того чтобы сделать телеэкран добрым помощником, а не помехой в напряжённом учении школьника, надо знать сильные и слабые стороны в деле использования видеофильмов, надо научиться применять их в ряду с другими средствами обучения. Задача овладения приёмами использования видеофильмов в воспитании и обучении с годами, как показало время, не исчерпает себя, а, наоборот, с развитием техники телевидения, DVD техники проблема эта останется одной из самых перспективных и жизненно необходимых в непрерывном процессе воспитания, просвещения и самообразования детей и молодёжи и мне как многим учителям нужно еще многому научиться.

И все-таки преобладающие виды деятельности на моих уроках – учебная, поисковая, аналитическая.                                                                                        Формы и приемы организации деятельности:

  • сочетание индивидуальной и групповой деятельности ученических творческих групп;
  • система консультаций при разработке сообщений «рефератов» различного уровня.

Использую на уроках  информационные технологии

  • презентации к урокам, тесты, анимированные тесты:
  • интеграция мультимедиа (объединение аудио-, видео — и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет учителю сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
  • сочетание устного материала (рассказа, беседы) с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала;

Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса, как показывает практика учителя, являются:

  • смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное общение учитель – ученик (и).

Необходимо отметить, что работу учителя биологии коррекционной школы, в этом направлении значительно осложняет скромное техническое оснащение учебных кабинетов, отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним. Мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Но использовать фрагменты можно, адаптируя их к своим ученикам и уровню класса.

Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная среда является важным условием формирования культуры работы с информацией и в конечном итоге способствует повышению качества обученности не только по информационным дисциплинам. Не передача “суммы знаний” обучаемым в процессе обучения, а обучение методам приобретения знаний – это те умения, которые формирует информационная среда.