Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Уроки грамоты»

Гальченко Наталья Петровна, воспитатель, МОУ детский №161 Красноармейского района города Волгограда.

Цель занятия: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).

 – Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).

 – Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

«Часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок катался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

Перед тем, как пройти за столы и помочь Незнайке, проведем физминутку.

Физминутка

 

Воспитатель: Проходим за столы. Ребята, чтобы открыть дверь и освободить незнайку, нам нужно снять 6 замков. Каждый замок будет открываться, если мы выполним задание. Давайте спасём Незнайку!

1 задание: 

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на заданный звук.(Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово зебра. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие).

З’ – согласный, мягкий, отмечаем зеленой фишкой.
Е – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Б – согласный, твердый, отмечаем синей фишкой.
Р – согласный, твердый, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

2 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

3 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

Физкультминутка

Если слышим звук А – похлопаем в ладошки,

Если слышим звук Р – потопаем ножками.

Если слово начинается на звук К – присели,

А если начинается на звук И – потянулись.

4 задание: Собери слова

Воспитатель: Ребята, каждый из вас получил карточку с картинкой. Но слоги перепутались, подберите нужные слоги к каждой картинке, чтобы получилось название предмета.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все замки открыли! Давайте скорее освободим Незнайку. (открывается дверь) Ой, а Незнайка от радости нас не дождался, но оставим вам подарки! (раздают раскраски по буквам)