Прусакова Татьяна Александровна, г. Тамбов.
1.Психологическая и социальная готовность к школе.
Ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. Он умеет взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования воспитателя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
2.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
У ребёнка развит фонематический слух, то есть умение различать звуки, что является залогом успешной письменной и устной речи. Для его развития использовались упражнения на умение выделять слова с заданным звуком, находить положение звука в слове, различать на слух парные согласные, проговаривать чистоговорки и речевки.
Что касается развития пространственной ориентации, ребёнок умеет ориентироваться относительно себя, относительно другого предмета и на листе бумаги. Он умеет писать графические диктанты – верный способ развития пространственной ориентации на листе бумаги.
У ребёнка скоординирована взаимосвязь работы глаза и руки. Когда ребёнок пойдёт в школу, ему придётся выполнять одновременно два дела: смотреть на доску и списывать (или срисовывать) в тетрадь. 90% информации дети в школе получают именно таким способом. Поэтому, если у ребёнка плохо скоординированы движения глаза и руки, возникнут трудности в освоении программы, ребёнок начнёт избегать таких заданий и потеряет интерес к учёбе. Для развития координации в системе «глаз-рука» использовались такие упражнения, как вырезание фигур по контуру, штриховки, работа в тетради в крупную клетку, срисовывание образцов, изготовление поделок в технике оригами и т.д.
3.Развитие познавательной деятельности.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего — то просто избавляясь. Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Речь дошкольника развита, он умеет работать в режиме диалога, его речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, есть небольшие трудности звукопроизношения. Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца. У него формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу; развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей; проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Внимание
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания. Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
Восприятие
Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый).
Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы(круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник).При опознании путает ромб и многоугольник. При назывании воспроизводит все предъявляемые формы (в том числе ромб и прямоугольник), кроме многоугольника. Самостоятельно находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной плоскостной формой (круг, квадрат, прямоугольник).
Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).
Восприятие последовательности частей суток. Представление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки.
Последовательность времен года. Нет противопоставлений осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето — осень, осень — зима, зима — весна).
Последовательность месяцев и наполняемость ими времен года. Самостоятельно называет лишь следующие месяцы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. Таким образом, у ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.
Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сформированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сформировано представление о порядке следования дней недели друг за другом.
Память
Смысловая память превалирует над механической. Объем механической памяти значительно ограничен. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.
Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано. Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высокий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения. Вызывают затруднения работа с серией сюжетных картинок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состоит из 3 картинок.
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе.
Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.
4.Состояние здоровья.
Дошкольник физически развит. Рост соответствует возрасту. Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Координация движений пальцев нарушена. Ведущая рука — правая. Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.
- Конспект открытого занятия непосредственной организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада (50%)
- Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» (50%)
- Консультация «Готовность детей к обучению математике в школе» (50%)
- Конспект ОД в старшей группе на тему «Осень» (50%)
- Формирование у дошкольников представлений о величине (50%)
- Публикация по теме: «Формирование эмоционально – волевой готовности к школе у детей 6-7 лет» (RANDOM - 50%)