Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом»

Щава С.В., г.Вольск

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Масштаб – среднесрочный.

Проблема

Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».

Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Природные зоны Земли», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной группы важно развивать эрудированность, расширять границы познания окружающего мира, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

Задачи:

  1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).
  2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.
  3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
  4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
  5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
  6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.

Продукт проекта – модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: ноябрь — апрель

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.

Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап — Реализационный (содержательная часть).

Цель.

  1. 1Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
  2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап. Итоговый

Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.

Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские минипроекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.

У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.

План работы по реализации проекта

 

№ п/п Мероприятие Срок Ответственный/целевая аудитория Продукт /

Результат

1.  Информационный стенд в родительском уголке   Консультация для родителей «Детское исследование – что это такое» 1 декада ноября Воспитатели/ родители Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников
2. Родительское собрание.

Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы»

2 декада ноября Воспитатели /родители Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы
3. Разработка тем для детских исследований Начало ноября Воспитатели

/родители, дети

Тематика детских исследований
4. Занятия по формированию экологических представлений Ноябрь-апрель Воспитатели/

дети

Систематизация накопленных знаний
5. Распределение тем и направлений исследований («Земля – наш общий дом») по экологии 2 декада ноября (после собрания) Воспитатели/ дети, родители Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям
6. Создание макетов природных зон Ноябрь-апрель Воспитатели, дети, родители Макеты природных зон
7. Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах Ноябрь-апрель Воспитатели Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах
8. Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека) Ноябрь-апрель Воспитатели Презентации с подбором характерных картинок природных зон
9. Включение родителей в процесс познавательного развития детей   в соответствие со сроками Ноябрь — апрель Родители /дети 1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,

2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды

10. Детские выступления на выбранную тематику Ноябрь-апрель Воспитатели, Родители /дети 1. Детские выступления перед сверстниками

2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями

11. Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле) Апрель Воспитатели/

дети

1. Результаты диагностики познавательной активности детей

2. Выводы о проведенной работе

12. Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей. Апрель Воспитатели/ родители Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.
13. Итоговый анализ проведенной работы Апрель Воспитатели Отчет о реализации проекта. Общие итоги

 

Список литературы:

  1. Программа «Развитие» НОУ «Учебного центра им. Л.А.Венгера».
  2. Планы занятий по программе «Развитие». Раздел «Формирование элементарных экологических представлений». Подготовительная группа.
  3. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.. Академия, 2005.
  4. Выготский Л.С.  Мышление и его развитие в детском возрасте. – Собр. Соч.: В 6 т. – М.,1984. – Т.2.
  5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М., 2000.
  6. Савенков А.И. Путь к одарённости. Психология исследовательского поведения дошкольника. – СПб., 2004.