РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

Лозовская Елена Владимировна, г.Тамбов 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В.Сухомлинский

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром — одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Работая по программе «Детство», мы руководствуемся девизом «Чувствовать-познавать-творить» Этот девиз как нельзя лучше отражает необходимость экспериментирования – через чувственное познание – к творчеству. Мы используем детское экспериментирование для развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, для совершенствования таких необходимых качеств , как наблюдательность, прилежание, аккуратность. Поэтому в работе с детьми мы много внимания уделяем организации и проведению экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами им со средой обитания.

Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

В младшем возрасте, чтобы заинтересовать  малышей, элементарные опыты могут быть обставлены как фокусы, чудеса. При этом они должны происходить достаточно быстро, чтобы дети могли  сразу наблюдать результат. Учитывая особенности детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям  раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри.

Занимаясь с детьми  экспериментальной деятельностью мы обратили внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает. Чтобы детям было интересно, используем эксперименты-фокусы. Например,  «Секретное донесение» было написано молоком на белой бумаге, а потом «проявлено» паром. Такое донесение можно написать лимонным соком, проявив его несколькими капельками йода.

 

В процессе эксперимента идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя — чем сильнее будут развиты изобразительные навыки ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее он передаст его детали в рисунке.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость  считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности и предлагает решение следующих задач:

  1. формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  2. развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  4. поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенных в разные условия)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

констатирующими (позволяющие увидеть  какое-то одно состояние объекта или одно явление)

сравнительными (позволяющие увидеть динамику процесса)

обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

В практике работы я стараюсь не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Также я учитываю особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

 

При проведении опытов я придерживаюсь следующей структуры:

  1. постановка проблемы;
  2. поиск путей решения проблемы;
  3. проведение наблюдения;
  4. обсуждение увиденных результатов;
  5. формулировка выводов.

 

Все занятия с детьми по всем возрастам успешнее проходят в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей, они меньше устают и утомляются. Для организации экспериментирования, в группе создан ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. Оснащение этого центра представляет собой довольно сложный и интересный процесс — ведь оборудования для экспериментальной деятельности дошкольников крайне мало. Поэтому педагоги «изобретают» пособия самостоятельно. В своей презентации я бы хотела предложить коллегам фотографии некоторых пособий.

В заключение хочется привести слова академика К.А.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».