Рекомендации для родителей по приобщению дошкольников к чтению

Шадрина Мария Владимировна, г. Братск

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Наполните день ребенку потешками, прибаутками, приговорками;
  • Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом;
  • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду;
  • Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить уход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать;
  • Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день;
  • Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение « с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

  • Не делать в книге пометок, подписей, рисунков; Не читать во время еды;
  • Не загибать листы пользоваться закладкой;
  • Класть книгу только на чистый стол;
  • Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте;
  • Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

  • Объясните перед чтением или во время его трудные слова;
  • Спросите, понравилось ли произведение? Чем? Что нового интересного узнал?
  • Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения;
  • Как описана природа? Какие слова и выражения запомнились?
    Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.

Используемая литература:

  • Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  • Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. — 2007. №6. – С 35-40.
  • Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. — С.119-128
  • Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  • Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. — С.33-41.
  • В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.