Конспект урока по  изобразительному искусству  в 7 классе. Тема урока:  «Жанр изобразительного искусства—баталия»

Щербакова Наталья Евгеньевна, учитель ИЗО, ГБОУ Школа № 285 им. В.А. Молодцова  г. Москвы

Цели и задачи:

Знакомство с жанром баталия, художниками-баталистами.

Развитие художественно-творческих способностей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств.

Развитие чувства патриотизма.

Закрепление правил: построение композиции, пропорции тела человека, светотени, способы штриховки.

Сопровождение: Художественный материал: гелиевая ручка. Подача материала сопровождается презентацией. Учебник «Основа рисунка» Сокольникова Т.М. Военные песни.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного.

— Определить жанры ИЗО, дать им характеристику в представленных репродукциях.

  1. Сообщение темы урока.

Батальный жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — исторического, бытового, портретного, пейзажного, анималистического. Художники-баталисты стремятся передать героическую готовность к борьбе с врагом за свою отчизну, воспевают воинскую доблесть, торжество победы. Наша страна часто подвергалась нападению врагов,  но всегда русский народ выходил победителем. Вспомните о былинных богатырях из жанра ИЗО – мифология. Они являлись олицетворением русского войска — героического, бесстрашного, готового погибнуть за свою Родину.

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев.

— Рассматриваем и обсуждаем сюжеты на картинах известных художников.

Делакруа, Суриков, Верещагин…

Особое внимание на работы Рубо (Бородинская панорама) и Грекова, создавшего школу баталистов (диорама на Поклонной горе).

  1. Задание.

Повторение правил изображения пейзажа (линейная и воздушная перспектива), построение композиции с акцентом на главное, система пропорций построения фигуры человека.

Выбор сюжета.

— Вспомнить, какие военные действия велись на территории России, начиная с древних веков. Просмотр и обсуждение  детских работ прошлых лет.

Ваша задача, как художников-баталистов, постараться передать смысл и настроение картины.

Выбор художественного материала, передача смысла картины через цвет играет большую роль.

— Способ нанесения штриха, изменение штриха для выделения фактуры поверхности, нанесение светотеней.

  1. Самостоятельная практическая работа.
  2. Обсуждение, оценка и анализ работ.
  3. Рефлексия.

-Что нового и интересного вы узнали на уроке?

— О чем хотели рассказать зрителю художники-баталисты?

— Смогли ли вы донести до зрителя свою задумку?