Щербакова Наталья Евгеньевна, учитель ИЗО, ГБОУ Школа № 285 им. В.А. Молодцова г. Москвы
Цели и задачи:
Знакомство с жанром баталия, художниками-баталистами.
Развитие художественно-творческих способностей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств.
Развитие чувства патриотизма.
Закрепление правил: построение композиции, пропорции тела человека, светотени, способы штриховки.
Сопровождение: Художественный материал: гелиевая ручка. Подача материала сопровождается презентацией. Учебник «Основа рисунка» Сокольникова Т.М. Военные песни.
Ход урока:
- Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного.
— Определить жанры ИЗО, дать им характеристику в представленных репродукциях.
- Сообщение темы урока.
Батальный жанр — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — исторического, бытового, портретного, пейзажного, анималистического. Художники-баталисты стремятся передать героическую готовность к борьбе с врагом за свою отчизну, воспевают воинскую доблесть, торжество победы. Наша страна часто подвергалась нападению врагов, но всегда русский народ выходил победителем. Вспомните о былинных богатырях из жанра ИЗО – мифология. Они являлись олицетворением русского войска — героического, бесстрашного, готового погибнуть за свою Родину.
Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев.
— Рассматриваем и обсуждаем сюжеты на картинах известных художников.
Делакруа, Суриков, Верещагин…
Особое внимание на работы Рубо (Бородинская панорама) и Грекова, создавшего школу баталистов (диорама на Поклонной горе).
- Задание.
Повторение правил изображения пейзажа (линейная и воздушная перспектива), построение композиции с акцентом на главное, система пропорций построения фигуры человека.
Выбор сюжета.
— Вспомнить, какие военные действия велись на территории России, начиная с древних веков. Просмотр и обсуждение детских работ прошлых лет.
Ваша задача, как художников-баталистов, постараться передать смысл и настроение картины.
Выбор художественного материала, передача смысла картины через цвет играет большую роль.
— Способ нанесения штриха, изменение штриха для выделения фактуры поверхности, нанесение светотеней.
- Самостоятельная практическая работа.
- Обсуждение, оценка и анализ работ.
- Рефлексия.
-Что нового и интересного вы узнали на уроке?
— О чем хотели рассказать зрителю художники-баталисты?
— Смогли ли вы донести до зрителя свою задумку?
- План-конспект открытого урока: «Зарисовки натюрморта мягкими материалами» (50%)
- Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока: "Одежда «говорит» о человеке" (50%)
- «Рисуем дождь» (50%)
- Конспект урока по теме: «Души изменчивой приметы (искусство портрета)», 6 класс. (50%)
- Конспект урока по теме: «Рисование фруктов по представлению» (50%)
- «Осень» (RANDOM - 50%)