«Использование здоровьесберегающих технологий в рамках проекта «Речь развиваем-  здоровье укрепляем!»

Гончарова К.А., воспитатель МАДОУ №2 «Детский сад «Умка» г. Норильска Красноярского края

Речь — богатство данное человеку. И ее,  как любое богатство можно либо приумножить, либо растерять. Наша задача — развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову. Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.  В современной дошкольной организации в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Мною разработан и реализуется долгосрочный проект «Речь развиваем — здоровье укрепляем».

Цель проекта: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.

Модель реализации проекта включает следующие направления работы:

  1. Самообразование.
  2. Работа с детьми.
  3. Сотрудничество с родителями.
  4. Взаимодействие с учителем-логопедом.

Большую роль в эффективной реализации проекта играет ресурсное обеспечение, которое включает в себя:

  • речевой уголок в группе «Речецветик», содержащий разнообразный практический материал;
  • библиотечка «Звукарика» (игры и упражнения для развития речевого дыхания, силы голоса, общей и мелкой моторики, звуковой культуре речи, формирования слухового внимания, артикуляционные игротрененги; подборка потешек, загадок, колыбельных песенок, прибауток, пословиц, поговорок, чистоговорок, аудио кассет);
  • методический инструментарий (перспективный план коррекционно-профилактической работы, консультативный материал для родителей).

Реализация проекта осуществляется в процессе совместной и самостоятельной деятельности. В своей практической деятельности я  применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

-Непосредственно образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз

 — Гимнастика для глаз

— Провожу дыхательную гимнастику

-Обязательно при проведении  непосредственно образовательной деятельности провожу физминутки, тесно связанные с темой занятия

-Недостатки речи детей тесно связаня с нарушением мелкой моторики, в частности мышц кисти рук. Поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» призваны тренировать тонкие, координированные движения пальцев и кисти рук

В своей практике я использую также технологию биоэнергопластики — соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки

  Японская методика пальцевого массажа (Йосиро Цуцуми):

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»

Массаж грецкими орехами

Массаж шестигранными карандашами

Массаж «четками»

Гигиеническая оздоровительная гимнастика Тай – ди, представляющая собой комплекс упражнений для всех мышечных групп в комбинации с самомассажем, выполняют только утром и сидя.

Психогимнастика — этот метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации.

Комплекс упражнений на релаксацию, проводимых под музыку, использую для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц.

В индивидуальной работе с детьми разучиваю комплекс самомассажа языка. Эффективным средством самолечения является точечный массаж, который заключается в воздействии на определенные точки тела

Массажные мячики Су-Джок, также применяются мною в работе, как средство массажа пальцев и ладоней, что благотворно влияет на речь.

Работа по проекту направлена и на взаимодействие с родителями, как с активными участниками педагогического процесса. Так, были проведены различные встречи: семинар – практикум «О здоровье всерьез», подготовлены различные консультации, буклеты и брошюры.

Активно делюсь своим опытом с педагогами. Представила подборку здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога с детьми, имеющими нарушения речи по старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, проект, на мой взгляд, это «игра всерьез», а результаты ее значимы и для детей и для  взрослых. Анализ результатов показывает, что регулярное применение вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-профилактической работе оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, способствует более гармоничному развитию, активизирует психические процессы и формирует личность дошкольника.

 

Список литературы:

  1. Белявская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.И. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. М., 2009.
  2. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк., образоват. учрежд. – М., 2005.