Гончарова К.А., воспитатель МАДОУ №2 «Детский сад «Умка» г. Норильска Красноярского края
Речь — богатство данное человеку. И ее, как любое богатство можно либо приумножить, либо растерять. Наша задача — развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову. Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей. В современной дошкольной организации в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Мною разработан и реализуется долгосрочный проект «Речь развиваем — здоровье укрепляем».
Цель проекта: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Модель реализации проекта включает следующие направления работы:
- Самообразование.
- Работа с детьми.
- Сотрудничество с родителями.
- Взаимодействие с учителем-логопедом.
Большую роль в эффективной реализации проекта играет ресурсное обеспечение, которое включает в себя:
- речевой уголок в группе «Речецветик», содержащий разнообразный практический материал;
- библиотечка «Звукарика» (игры и упражнения для развития речевого дыхания, силы голоса, общей и мелкой моторики, звуковой культуре речи, формирования слухового внимания, артикуляционные игротрененги; подборка потешек, загадок, колыбельных песенок, прибауток, пословиц, поговорок, чистоговорок, аудио кассет);
- методический инструментарий (перспективный план коррекционно-профилактической работы, консультативный материал для родителей).
Реализация проекта осуществляется в процессе совместной и самостоятельной деятельности. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
-Непосредственно образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз
— Гимнастика для глаз
— Провожу дыхательную гимнастику
-Обязательно при проведении непосредственно образовательной деятельности провожу физминутки, тесно связанные с темой занятия
-Недостатки речи детей тесно связаня с нарушением мелкой моторики, в частности мышц кисти рук. Поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» призваны тренировать тонкие, координированные движения пальцев и кисти рук
В своей практике я использую также технологию биоэнергопластики — соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки
Японская методика пальцевого массажа (Йосиро Цуцуми):
— Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»
— Массаж грецкими орехами
— Массаж шестигранными карандашами
— Массаж «четками»
Гигиеническая оздоровительная гимнастика Тай – ди, представляющая собой комплекс упражнений для всех мышечных групп в комбинации с самомассажем, выполняют только утром и сидя.
Психогимнастика — этот метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации.
Комплекс упражнений на релаксацию, проводимых под музыку, использую для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц.
В индивидуальной работе с детьми разучиваю комплекс самомассажа языка. Эффективным средством самолечения является точечный массаж, который заключается в воздействии на определенные точки тела
Массажные мячики Су-Джок, также применяются мною в работе, как средство массажа пальцев и ладоней, что благотворно влияет на речь.
Работа по проекту направлена и на взаимодействие с родителями, как с активными участниками педагогического процесса. Так, были проведены различные встречи: семинар – практикум «О здоровье всерьез», подготовлены различные консультации, буклеты и брошюры.
Активно делюсь своим опытом с педагогами. Представила подборку здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога с детьми, имеющими нарушения речи по старшему дошкольному возрасту.
Таким образом, проект, на мой взгляд, это «игра всерьез», а результаты ее значимы и для детей и для взрослых. Анализ результатов показывает, что регулярное применение вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-профилактической работе оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, способствует более гармоничному развитию, активизирует психические процессы и формирует личность дошкольника.
Список литературы:
- Белявская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.И. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. М., 2009.
- Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк., образоват. учрежд. – М., 2005.
- «Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Релаксация.» (50%)
- Занятие по теме: «Береги здоровье смолоду» (50%)
- Занятие по теме: «Познай свой организм» (50%)
- Закаливай себя постоянно (50%)
- Занятие по теме: «Гигиена на каждый день» (50%)
- Консультация для воспитателей, семинар по теме: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в контексте с ФГОС. (RANDOM - 50%)