Зеленова Елена Александровна, г. Бор.
Общие цели: Дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде. Закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь. Воспитывать бережное и осторожное отношение к насекомым, старание, аккуратность.
Материалы и пособия: предметные картинки «Насекомые», картинки или листы с графическими заданиями к игре «Где, чей домик», магнитная доска, магнитики, маркеры разных цветов, листы бумаги с контурами бабочки, фломастеры, аудиозапись « Бабочка» Э. Грига.
Интеграция: познание( ФЭМП), коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество, музыка.
- Организационный момент.Стоя, Игровая ситуация «Подберем рифму».
— Восемь ног, а может, рук
Бойтесь, мухи, я -…(паук).
-Описав над полем круг,
Сел на травку майский (жук).
-Лесные жители, мудрые строители.
Без работы- хоть убей!
Жить не может…(муравей).
-Целый день жужжит на ухо
Надоедливая…(муха).
— Мед в свой улей принесла
Полосатая….(пчела).
-Над лужайкою полет
Совершает вертолет.
И глядит во все глаза.
Кто же это? (стрекоза).
— Назовите этих животных одним словом (насекомые).
-« Мы знаем много названий насекомых…». (Дети говорят названия, а воспитатель «складывает» их в «корзинку»).
-Игровое упражнение « Самый» (ответы на вопросы).
- Какие насекомые самые дружные, трудолюбивые? Почему ты так решил?
- Какие насекомые самые полезные и почему?
3.Какие насекомые самые красивые?
4.Какие насекомые самые вредные и почему?
-Игра « Поймай комара» (прыжки на двух ногах с хлопками над головой.
Комары летают, вьются,
И нам в руки не даются.
Скачем с самого утра
Ловим, ловим комара. (дети садятся).
- Расскажем и покажем. Загадка:
— Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда Хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук).
-Вот на лугу среди травы слышно громкое: « Ж-ж-ж». Это майский жук прилетел, сел на листок, спрятал тонкие крылышки под жесткий панцирь, сидит и усами шевелит. Описание пальчиковый игры «Жук». (левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы –это усы жука. Шевелить «усами» и жужжать. Показать детьми.
Загадка: Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. ( бабочка).
— А вот порхает бабочка-красавица. Крылышками машет, над цветочком пляшет. Села бабочка на цветок, крылышки сложила- ее и не видно. (описание пальчиковой игры «Бабочка»- раскрывает и складывает крылышки. Соединить ладони у основания, произносится звук «Ш»- шелестит крылышками).
Загадка: Не зверь, не птица-
Нос, как спица.
Летит пищит, сядет- молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (комар).
Пальчиковая игра «Комар». Описание: сжать руку в кулак, выставить указательный палец – это хоботок комара, двигать руку вперед, длительно произнося звук « З».
-Не кусайся, комар! Опасайся, комар! Кто-то ползет, тебя убьет!
Загадка: Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк. (паук).
Описание пальчиковой игры «Паук». ( широко развести и поставить на стол все пять пальцев- это ноги паука. Мелкими шажками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося звук «С» -так паук тянет паутину.
Загадка: На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик).
— А вот кузнечик стрекочет, ускакать хочет. Описание пальчиковой игры «Кузнечик».( собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол. Произнести звук « Ц», быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть.
- Где чей домик?
— Ой, мне на ладошку упала капля. Вместе с детьми читается стихотворение, одновременно выполняются соответствующие движение.
Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку.
Льется, льется: «Ой, ой, ой! Побежали все домой!»
-Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной –в ней и утонуть можно. Надо насекомых- малышам скорее прятаться по домам. Помогите им, ребята, пожалуйста.
Дети или у доски, или на листах бумаги индивидуально выполняют задания: провести дорожки к домикам, соединяя цифры от 1 до 5. 4.Посчитаем у насекомых крылышки, ноги, усики, глазки. 5.Воспитатель читает стихотворение о насекомых.
Жук качался а травинке,
Крылья гладкие на спинке.
-Всех я знаю на лугу,
Познакомить вас могу!
Вот кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва-
Он зеленый, как трава.
Вот две бабочки летят.
Рассказать они хотят,
Что вчера еще в траве
Жили гусеницы две.
Вот трудяга муравей-
Всех сильней и здоровей!
Он строитель и затейник,
Строит в чаще муравейник.
Рядом с речкой- стрекоза-
Непоседа, егоза.
Как веселый вертолет,
Отправляется в полет.
Добродушно, спрятав жало,
На цветке пчела жужжала,
В шубку теплую одета.
Ей не жарко, хоть и лето.
Как у божьей у коровки
Крылья- пестрые обновки.
Гладкие, атласные,
Яркие да красные.
— О каких насекомых это стихотворение? Сколько их?
-Чем отличаются и чем похожи пчела и стрекоза, жук и муравей, кузнечик и божья коровка, бабочка и стрекоза?
— Упражнение «Сколько их?»
Продолжите рассказ: «Обрадовались насекомые первым весенним солнечным лучам, вышли и вылетели из своих домиков- запели, зажужжали, застрекотали на все голоса. Так их много на лугу, что мне и не сосчитать. Помогите, ребята!»
-Один комар звенит один раз: «з», а два комара звенят вот так: «з-з»- два раза.(Произнося звукоподражания за двух комаров, загните два пальца на левой руке указательным пальцем правой руки).
-Один жук жужжит: «ж», а три жука жужжит: «ж-ж-ж». (Загните три пальца).
— Один кузнечик стрекочет: «ц», а пять кузнечиков: «ц-ц-ц-ц-ц». (Загните пять пальцев).
-Одна бабочка шелестит крылышками: «ш», а четыре бабочки: «ш-ш-ш-ш». (Загните четыре пальца).
Дать детям задание: слушать внимательно и считать, сколько и каких насекомых радуются хорошей погоде.
Например, произносится «з-з». Кто пел песенку? Сколько их? (бабочки последние).
— Под музыкальную композицию Э. Грига «Бабочка» дети раскрашивают силуэт бабочки.
—Подведение итогов, оценка работы детей.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Развлечение для детей младшей группы «Путешествие с Колобком» (RANDOM - 50%)