Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока: «Одежда «говорит» о человеке»  

Венецкая Софья Михайловна, учитель ИЗО, МОУ СШ № 33 г. Волгограда

Форма урока : технология сотрудничества

Цели урока: Определить какую роль играет декоративно-прикладное искусство (декор — украшать, прикладное- применяется в быту и в жизни ) в жизни общества разных эпох; Систематизировать знания о теме четверти «Декор-человек, общество, время»

Задачи:

  1. Вспомнить какиедекоративные элементы-символы присущие одежде и украшениям разных эпох (Древний Египет, Древний Китай, Европа 17 века);
  2. Определить особенности их костюма (крой, материал)
  3. Определить выявляет ли одежда роль человека в обществе.

Ход урока:

  1. I. Организация начала урока:

Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учеников в деловой ритм урока, разделение класса на 3 группы

  1. II. Подготовка учеников: сообщение темы,

Класс делится на группы. Учащиеся отвечают по очереди на обобщающие  вопросы о теме «Одежда «говорит» о человеке»  по презентации

Учитель: Здравствуйте, ребята.

— Давайте, вспомним, о чем говорили на прошлых уроках, какие темы проходили? (Древний Египет, Древний Китай, Европа 17 век, Рыцари)

— Есть ли общее во всех этих темах? Что мы рисовали в этой четверти? (да, есть. Все темы рассказывают об одежде,  украшениях,  декоре)

— А какие различия в темах? (временные рамки, страны, орнамент)

— Давайте подумаем какую функцию выполняет одежда? ( функцию защиты) У каждого есть одежда на разные случаи жизни. Одно и то же  вы оденете на праздник и в спортивный зал, на рыбалку или в театр?  Конечно, нет. Одежда требует соответствия месту, где вы находитесь. Другими словами одежда создает наш образ и стиль.

— А можно ли по вашей одежде определить, откуда вы идете? (с рыбалки или с концерта классической музыки)  А если мы рассмотрим  взрослого человека, по его одежде можно определить его профессию? Значит, одежда для чего еще нужна? Что она помогает узнать о человеке, даже не начав с ним разговор?

Для определения положения человека в обществе: профессия, социальный статус и т. д.

Из выше сказанного давайте попробуем сформулировать тему урока. О чем мы сейчас говорили? (об одежде) что же одежда с нами делает? Мы можем по форме военного узнать о родах войск, о звании. НО при условии, что мы умеем читать символы! И так как же звучит тема? «Одежда «говорит» о человеке»

Цель: «Определить какую роль декор (одежда, интерьер) играет в жизни общества разных эпох»

ребята, что нам нужно для этого сделать?(Задачи)

  1. Вспомнить эпохи о которых говорили
  2. Определить по каким характеристикам сравнивать декор эпохи ( задание1)
  3. Выяснить какое значение имеет декор в современном мире и в изучаемых эпохах

III.  Обобщение  понятий (презентация)

Задание 1. Определите в какой стране созданы эти предметы?(почему)

Задание 2. Составить словесный портрет:

  1. Человек одетый в Желтый халат с изображением дракона на груди в какую эпоху жил? (Император желтый цвет — золота, дракон символ императора)

2.В какую эпоху обувь на каблуке стала не неотъемлемой частью  мужского костюма? ( Франция 17 век Людвиг 14)

3.В какую эпоху по форме, размеру и пышности парика можно было определить социальный статус владельца? ( Древний Египет фараон и знатные египтяне)

4.В какой стране вышивка птицы на груди определяла ранг чиновника, а вышивка хищного животного военный ранг?( древний Китай)

  1. Правитель какой страны носил полосатый платок Клафт, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы ( Фараон ,Древний Египет)

6.В какую эпоху перчатки и воротники считались предметом роскоши? ( Европа 17 век)

Задание 3. Что напутал художник?

Задание 4. Определите, к какому сословию и какой эпохе относятся костюмы?

  1. VI. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний

Выполнение учениками в группах  задание обобщающего  и систематизирующего характера, которые помогают выработать обобщенные умения и формируют знания на основе символов, знаков и понятий:

В команде распределяются задания на каждого члена группы. Каждый участник группы готовит свое задание на отдельном листе А-4. По завершению работы   на ватман приклеиваются  все части работы.

План работы для группы№1:

1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Древний Египет);

2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи ( Фараон –Египет);

3. Нарисовать символы  Древнего Египета (ЛОТОС — символ красоты, бессмертия, вечной жизни, СКОРОБЕЙ — символ бога утреннего солнца, ОКА-УАДЖЕТ- защищающий от любой беды, символ воскресения после смерти) 3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи  (золотой- солнце, белый-луну, зеленый-плодородие и воскресение земли, синий — небо, вода);

4. Подпишите значение используемых символов;

5. Ответьте на вопросы. Ответы запишите на плакате. Вопросы.

№1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи?

№2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи.

№3.Можно ли в современном мире по одежде  судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода)

План работы для группы№2:

1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Древний Китай);

2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи (Древний Китай — халат императора, дракон);

3. Нарисовать символы  Древнего Китая (дракон- символ императора, птицы- ранги чиновников, хищные животные: барс, тигр, лев — военные чины); 3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи  (желтый – император, белый, красный —  воин, голубой — молодые войны, коричневый – сановник);

4. Подпишите значение используемых символов;

5. Ответьте на вопросы и запишите их на плакате. Вопросы.

№1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи?

№2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи.

№3.Можно ли в современном мире по одежде  судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода)

План работы для группы№3:

1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Европа 17  век);

2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи (Европа 17 век — женский, мужской костюм (пышные юбки, широкие воротники, высокие прически, мужской — треугольная шляпа с перьями);

3.Нарисовать символы  Европы 17 века (шляпа с перьями, парик, большие воротники);

3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи (яркие , блестящие чистые цвета, как таковой символики нет, материал: шелк, атлас, парча, золотой, синий, красный, ткань с узором);

4. Подпишите значение используемых символов;

5. Ответьте на вопросы и запишите их на плакате. Вопросы.

№1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи?

№2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи.

№3.Можно ли в современном мире по одежде  судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода)

 

V.Проведение итогов урока. Рефлексия

Защита работ. Формулирование учениками выводов по изученному материалу, Подведение итогов, подсчет баллов

  1. IV. Информация о дом. Задании : Материал цвет. Бумага, ножницы, клей, фломастеры