Венецкая Софья Михайловна, учитель ИЗО, МОУ СШ № 33 г. Волгограда
Форма урока : технология сотрудничества
Цели урока: Определить какую роль играет декоративно-прикладное искусство (декор — украшать, прикладное- применяется в быту и в жизни ) в жизни общества разных эпох; Систематизировать знания о теме четверти «Декор-человек, общество, время»
Задачи:
- Вспомнить какиедекоративные элементы-символы присущие одежде и украшениям разных эпох (Древний Египет, Древний Китай, Европа 17 века);
- Определить особенности их костюма (крой, материал)
- Определить выявляет ли одежда роль человека в обществе.
Ход урока:
- I. Организация начала урока:
Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учеников в деловой ритм урока, разделение класса на 3 группы
- II. Подготовка учеников: сообщение темы,
Класс делится на группы. Учащиеся отвечают по очереди на обобщающие вопросы о теме «Одежда «говорит» о человеке» по презентации
Учитель: Здравствуйте, ребята.
— Давайте, вспомним, о чем говорили на прошлых уроках, какие темы проходили? (Древний Египет, Древний Китай, Европа 17 век, Рыцари)
— Есть ли общее во всех этих темах? Что мы рисовали в этой четверти? (да, есть. Все темы рассказывают об одежде, украшениях, декоре)
— А какие различия в темах? (временные рамки, страны, орнамент)
— Давайте подумаем какую функцию выполняет одежда? ( функцию защиты) У каждого есть одежда на разные случаи жизни. Одно и то же вы оденете на праздник и в спортивный зал, на рыбалку или в театр? Конечно, нет. Одежда требует соответствия месту, где вы находитесь. Другими словами одежда создает наш образ и стиль.
— А можно ли по вашей одежде определить, откуда вы идете? (с рыбалки или с концерта классической музыки) А если мы рассмотрим взрослого человека, по его одежде можно определить его профессию? Значит, одежда для чего еще нужна? Что она помогает узнать о человеке, даже не начав с ним разговор?
Для определения положения человека в обществе: профессия, социальный статус и т. д.
Из выше сказанного давайте попробуем сформулировать тему урока. О чем мы сейчас говорили? (об одежде) что же одежда с нами делает? Мы можем по форме военного узнать о родах войск, о звании. НО при условии, что мы умеем читать символы! И так как же звучит тема? «Одежда «говорит» о человеке»
Цель: «Определить какую роль декор (одежда, интерьер) играет в жизни общества разных эпох»
ребята, что нам нужно для этого сделать?(Задачи)
- Вспомнить эпохи о которых говорили
- Определить по каким характеристикам сравнивать декор эпохи ( задание1)
- Выяснить какое значение имеет декор в современном мире и в изучаемых эпохах
III. Обобщение понятий (презентация)
Задание 1. Определите в какой стране созданы эти предметы?(почему)
Задание 2. Составить словесный портрет:
- Человек одетый в Желтый халат с изображением дракона на груди в какую эпоху жил? (Император желтый цвет — золота, дракон символ императора)
2.В какую эпоху обувь на каблуке стала не неотъемлемой частью мужского костюма? ( Франция 17 век Людвиг 14)
3.В какую эпоху по форме, размеру и пышности парика можно было определить социальный статус владельца? ( Древний Египет фараон и знатные египтяне)
4.В какой стране вышивка птицы на груди определяла ранг чиновника, а вышивка хищного животного военный ранг?( древний Китай)
- Правитель какой страны носил полосатый платок Клафт, ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы ( Фараон ,Древний Египет)
6.В какую эпоху перчатки и воротники считались предметом роскоши? ( Европа 17 век)
Задание 3. Что напутал художник?
Задание 4. Определите, к какому сословию и какой эпохе относятся костюмы?
- VI. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний
Выполнение учениками в группах задание обобщающего и систематизирующего характера, которые помогают выработать обобщенные умения и формируют знания на основе символов, знаков и понятий:
В команде распределяются задания на каждого члена группы. Каждый участник группы готовит свое задание на отдельном листе А-4. По завершению работы на ватман приклеиваются все части работы.
План работы для группы№1:
1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Древний Египет); 2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи ( Фараон –Египет); 3. Нарисовать символы Древнего Египета (ЛОТОС — символ красоты, бессмертия, вечной жизни, СКОРОБЕЙ — символ бога утреннего солнца, ОКА-УАДЖЕТ- защищающий от любой беды, символ воскресения после смерти) 3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи (золотой- солнце, белый-луну, зеленый-плодородие и воскресение земли, синий — небо, вода); 4. Подпишите значение используемых символов; 5. Ответьте на вопросы. Ответы запишите на плакате. Вопросы. №1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи? №2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи. №3.Можно ли в современном мире по одежде судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода) |
План работы для группы№2:
1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Древний Китай); 2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи (Древний Китай — халат императора, дракон); 3. Нарисовать символы Древнего Китая (дракон- символ императора, птицы- ранги чиновников, хищные животные: барс, тигр, лев — военные чины); 3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи (желтый – император, белый, красный — воин, голубой — молодые войны, коричневый – сановник); 4. Подпишите значение используемых символов; 5. Ответьте на вопросы и запишите их на плакате. Вопросы. №1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи? №2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи. №3.Можно ли в современном мире по одежде судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода) |
План работы для группы№3:
1. Сверху по центру крупно, красиво написать название эпохи (Европа 17 век); 2. Нарисовать по центру яркий символ выбранной эпохи (Европа 17 век — женский, мужской костюм (пышные юбки, широкие воротники, высокие прически, мужской — треугольная шляпа с перьями); 3.Нарисовать символы Европы 17 века (шляпа с перьями, парик, большие воротники); 3.1.Вспомните символику цвета вашей эпохи (яркие , блестящие чистые цвета, как таковой символики нет, материал: шелк, атлас, парча, золотой, синий, красный, ткань с узором); 4. Подпишите значение используемых символов; 5. Ответьте на вопросы и запишите их на плакате. Вопросы. №1.Какую роль играет декор(одежда) в жизни вашей эпохи? №2.Что можно определить по костюму и декору вашей эпохи. №3.Можно ли в современном мире по одежде судить о месте человека в обществе (общество — работа, увлечения, уровень дохода)
|
V.Проведение итогов урока. Рефлексия
Защита работ. Формулирование учениками выводов по изученному материалу, Подведение итогов, подсчет баллов
- IV. Информация о дом. Задании : Материал цвет. Бумага, ножницы, клей, фломастеры
- Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе. Тема урока: «Жанр изобразительного искусства—баталия» (50%)
- План-конспект открытого урока: «Зарисовки натюрморта мягкими материалами» (50%)
- «Рисуем дождь» (50%)
- Конспект урока по теме: «Души изменчивой приметы (искусство портрета)», 6 класс. (50%)
- Конспект урока по теме: «Рисование фруктов по представлению» (50%)
- «Осень» (RANDOM - 50%)