СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Тиселько  Нина  Николаевна, воспитатель МБДОУ № 103, город Ангарск

 «Человек, увидевший талант другого,

порадовавшийся за него,  наверняка

станет талантлив и сам»

В. М. Букатов.

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы дошкольного образования. Развитие растущего человека как социально-ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия, традиций своего народа. Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

В. М. Букатов, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения.

Он предлагает воспитателям детских садов осваивать достижения театральной и народной педагогики для преобразования практики занятий в детских садах, активно сочетать традиционные и инновационные подходы в работе с детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

Что такое социо-игровая технология?

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатов, описывает организацию занятий с детьми как игры между микро группами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Социоигровая педагогика — основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное — здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Основа социоигровой технологии заложена в словах:

«Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов)

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять… » — т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Социоигровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, и  правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад. Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

Основной идеей социо-игровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит. И поэтому очень важно педагогу, работающему с детьми старшего дошкольного возраста среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников. Сделать условия обучения дошкольников наиболее человеческими и уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая технология.

Социо-игровая технология обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости. Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Соединение этих двух условий и создаёт социо-игровую атмосферу на занятии. Педагог начинающий работать по социоигровой технологии должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социо-игровой технологии на этом занятии, конечно же, не было. Второй не менее важный компонент – это вариативность.   На социо-игровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности, и их гармоничное сочетание является залогом эффективного обучения. Но иногда в совместной организованной деятельности создаются очень напряженные моменты из-за нежелательного поведения некоторых детей, у которых имеются какие-то отклонения в социальном развитии, что является результатом неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.
Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… » В. М. Букатов.

 

Список использованных источников

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.
  2. В. Г. Букатов, Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Речь, 2009.- 189 с.
  3. В. Г. Букатов, Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие. Сфера, 2014. -128 с.
  4. Е.Е. Шулешко, Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий. Сфера, 2015. – 128с.