Сосновская Анна Карловна, преподаватель, Волкова Ольга Ивановна, преподаватель ГБОУ СПО ККБМК, г.Краснодар
Социальное партнерство является приоритетным направлением образовательной деятельности колледжа. Практическое обучение – это взаимовыгодный процесс, в котором участвуют и преподаватели колледжа, и представители практического здравоохранения.
Перед педагогами стоят следующие задачи:
- развить интерес к избранной профессии и подготовить студентов к сознательной трудовой и общественно полезной деятельности;
- воспитать чувство моральной ответственности за результаты будущей профессиональной работы;
- закрепить навыки самостоятельности в труде.
Подготовка профессиональных кадров – одна из неизменно важных задач современного образования. Специалист среднего медицинского звена должен быть готов к осуществлению профилактической работы и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи населению. Это предъявляет высокие требования к организации практической подготовки медицинских кадров.
Основными социальными партнерами колледжа в создании условий для практического обучения являются лечебно-профилактические учреждения города и края.
Социальное партнерство проявляется и в оценке качества подготовки специалистов. Представители лечебно-профилактических учреждений участвуют в работе государственных аттестационных комиссий, подведении итогов производственной практики, что позволяет получить более глубокое представление о профессиональной подготовленности наших выпускников. Между системой профессионального образования и учреждением здравоохранения должна быть обеспечена двусторонняя, обоюдовыгодная связь. Взаимодействуя с учреждениями здравоохранения, образовательное учреждение получает возможность:
- привлекать для учебной и практической работы со студентами высококвалифицированных специалистов;
- вырабатывать единые требования к компетентности специалиста;
- ускорять процесс профессиональной адаптации выпускников, гарантировать их трудоустройство.
Лечебно-профилактические учреждения, в свою очередь, получают возможность:
- получить специалистов, соответствующих потребностям работодателя;
- осуществлять работу по непрерывному образованию сотрудников;
- быстро адаптировать молодых специалистов;
- получать помощь в организации и проведении конференций, семинаров.
Одной из возможностей взаимодействия с лечебными учреждениями является производственная практика студентов. При прохождении практики студенты приобретают профессиональные навыки специалиста в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования:
- практически осваивают различные манипуляции;
- овладевают основами медицинской культуры, этики и деонтологии; вырабатывают навыки самостоятельного анализа информации о пациенте, оформляют медицинскую документацию, общения с пациентом и его родственниками;
- у студентов формируются профессиональный интерес, чувство ответственности и уважения к выбранной специальности.
Организация и проведение производственной практики в колледже рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена здравоохранения.
Производственная практика проводится в различных подразделениях лечебно-профилактических учреждений: многопрофильном стационаре, поликлинике, станции скорой медицинской помощи, здравпункте образовательного учреждения и др.
Базами профессиональных практик являются 60 лечебных организаций города Краснодара, стоматологические поликлиники и аптечные учреждения, с которыми заключены 3-х сторонние соглашения.
В связи с работой по новым стандартам ФГОС СПО появились и некоторые новые аспекты деятельности. Так, в этом учебном году на производственную практику по МДК 01.01.Р.1 Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок вышли одновременно 6 групп в 6 детских поликлиник. Перед проведением этой практики состоялась встреча с главными врачами, на которой обсуждались вопросы организации практики. Производственная практика прошла успешно: студенты выполнили программу: работали и в поликлиниках и в медицинских кабинетах общеобразовательных школ, выполнили презентации о прохождении практики. Администрация поликлиник осталась довольна организацией производственных практик.
В процессе производственной практики студент закрепляет и углубляет знания, полученные в процессе обучения, приобретает умения по всем видам профессиональной деятельности.
Перспективными направлениями дальнейшего развития практического обучения в колледже являются:
- оптимизация работы по организационно правовому взаимодействию с базами практического обучения;
- обеспечение развития и внедрения различных форм социального партнерства между колледжем и ЛПУ;
- дальнейшее совершенствование материально-технической базы и информационного обеспечения учебного процесса.
Учитывая происходящие изменения в подходах к преподаванию, включение образования в национальные приоритетные проекты, актуальным становится включение преподавателя в учебный процесс и в стремительное развитие современных компьютерных телекоммуникаций, стремление соединить речь преподавателя, его знания, опыт с новейшими компьютерными технологиями. Внедрить что-то новое гораздо легче, имея в наличии необходимый состав штатных преподавателей. Однако в реальной ситуации мы испытываем недостаток штатных преподавателей клинических дисциплин и привлекаем преподавателей-совместителей, в чем нам очень помогают главные сестры лечебных учреждений.
В работе образовательного учреждения с преподавателями-совместителями есть и положительные моменты. Ведь работая в практическом здравоохранении, совместители находятся в непосредственном контакте со всеми передовыми направлениями в лечении, обследовании пациентов, хорошо знают какие качества и знания в первую очередь нужны средним медицинским работникам при работе в лечебных учреждениях.
В свою очередь постоянное общение студентов с преподавателями-совместителями, большую часть времени занимающихся лечебной работой, позволяет избежать догматизма в преподавании, передать сам дух лечебно-профилактического учреждения, заинтересовать студентов проблемами современной науки и, в конечном счете, способствует лучшему усвоению учебного материала. Особенно это важно при новом виде итоговой государственной аттестации выпускников — защите дипломов.
Только развитие социального партнерства поможет подготовить высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельному принятию решений в пределах своей компетенции в соответствии с потребностями рынка труда.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой» (50%)
- «Формирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО» (RANDOM - 50%)