Конспект НОД на тему: «Путешествие по островам занимательной математики» в  подготовительной группе

Воспитатель Пруткова Л.П., детский сад «Красная Шапочка», г.Жигулёвск                                    .

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.
  • Закрепить умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, целеустремленность.

Методические приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
  • Упражнения на логическое мышление творческого характера.
  • Вопросы к детям.
  • Использование дидактических пособий, наглядного материала.

Оборудование: мольберт, мяч, счетные палочки, иллюстрации с комбинацией геометрических фигур, карандаши,  медали.

Раздаточный материал: листы для задания по точкам, листы в клетку для математического диктанта, индивидуальные листы для работы, ребусы.

Ход занятия:

Воспитатель — Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Скоро вы пойдете в школу. Послушайте стихотворение:

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Но прежде, давайте вспомним некоторые правила поведения.  Я буду начинать говорить правило, а вы будите его заканчивать. Договорились….

  • Ты сиди за партой стройно и веди себя………. (достойно)
  • Парта – это не кровать и на ней нельзя.……….. (лежать)
  • Ответить хочешь – не шуми, а только руку… .. (подними)

Воспитатель: Правила знаете.  Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на острова занимательной математики. На этих островах вас ожидают задания и если вы их правильно выполните , то получите медали. Если вы соберете пять медалей и более, то получите приглашение в школьную страну.

Воспитатель: А на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Перед вами листок бумаги, на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем транспортное средство. Молодцы! Справились. Садитесь поудобнее, отправляемся в путь!  Вот первое задание.

Игра «Круглый год».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какое время года наступит после осени?

Дети: Наступит Зима

Воспитатель — Назовите зимние месяцы

Дети — Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель — Правильно. Какое время года наступит после зимы?

Дети — После зимы наступит весна.

Воспитатель — Правильно. А теперь назовите весенние месяцы.

Дети — Март, апрель, май.

Воспитатель — Молодцы. А затем?

Дети — Лето.

Воспитатель – Правильно. Назовите месяцы лета.

Дети —  Июнь, июль, август.

Воспитатель — Молодцы. Все правильно назвали и за это получаете первую медаль.

                                       Игра «Дни недели».

Воспитатель —  А теперь давайте подумаем. Год состоит из месяцев, а месяц состоит из чего?

Дети —  Из недель.

Воспитатель —  Правильно. А неделя из чего состоит?

Дети —  Из дней.

Воспитатель —  Правильно. Давайте вспомним дни недели.

Дети —  Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель  — А сегодня какой день недели? (ответы детей)   Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте. Какой день наступит после среды?

Дети — Четверг.

Воспитатель — Какой день недели перед вторником?

Дети — Понедельник.

Воспитатель — Какой день между четвергом и субботой?

Дети — Пятница.

Воспитатель — Какой день послезавтра будет, если сегодня понедельник?

Дети — Среда.

Воспитатель — Какие дни рабочие в неделе?

Дети — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Воспитатель — Какие дни выходные?

Дети — Суббота, воскресенье.

Воспитатель — Молодцы! Все были активными и за это получаете вторую медаль. Чтобы пройти следующий остров, нам нужно выполнить следующее задание.

  1. Возьмите 6 счетных палочек и из них сложите домик.
  2. Из семи палочек надо сложить флажок.

Воспитатель —  Молодцы! Все правильно выполнили задание и за это получаете  третью медаль.

Продолжаем плыть по открытому морю. Чтобы не было скучно, я загадаю загадки.

  • В тарелке лежали 3 груши и 4 огурца. Сколько фруктов было в тарелке? (3, поскольку огурец – это овощ) .
  • В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5). В задаче не сказано, что их вывернули.
  • У мамы дочка Лена, сын Вова, собака Дружок и белый Петушок. Сколько детей у мамы? (2) .
  • На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? (Ни одной – собаки не умеют читать) .
  • На столе стояло 5 стаканов с земляникой. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 – 4 полных и 1 пустой).

Воспитатель — Молодцы! Все были внимательными и за это получаете  четвертую медаль.  А теперь физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Воспитатель — Ребята, посмотрите. Как мы быстро добрались до следующего острова. Поглядите, кто нас встречает. Люди необычные, состоят из геометрических фигур. Какие это фигуры. Наши гости приготовили для вас задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

Дети — Из условия и вопроса.

Воспитатель —   Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? (-).  Если есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить ? (+).  Сколько чисел как минимум должно быть в задаче? (2).

Решим задачи, записывая решение ( карточки на столах).

Воспитатель —  и за это задание вы получаете медаль…

 

Игра «Сравнение чисел».

Воспитатель — Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?

Дети —  Вставить знаки <, >, =.

Воспитатель —  Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Получаете еще одну  медаль.

Игра с пальчиками.

В школу осенью пойду    (пальчики шагают по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать   (загибают пальчики на обеих руках),

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!      (большой палец вверх)

Но свой садик не забуду  (грозят указательным пальчиком) .

Воспитатель — Ребята, продолжаем путь. Мы приближаемся к острову. Сойти на берег непросто. Нам надо выполнить задание, под диктовку нарисовать фигуры. Я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно нарисовать, вы слушайте внимательно и  чертите.

«Математический диктант».

Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы:

1)  прямоугольник находился внутри круга;

2)  круг находился в прямоугольнике;

3)  прямоугольник и круг пересекались;

4) прямоугольник и круг находились рядом

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Получаете ещё одну медаль.

В завершении нашего путешествия предлагаю разгадать ребусы.

3 БУНА        трибуна                  7 Я                 семья

5НИЦА         пятница                 С 3 Ж            стриж

ПА 3 ОТ       патриот                  ВО 7              восемь

ПО 2 Л          подвал                   АК 3 СА        актриса

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Получайте последнюю медаль. Давайте посчитаем, сколько медалей вы заработали. Все задания вы выполнили правильно. Увлекательное путешествие закончилось. Остается ждать приглашения в школу.

Воспитатель —  Спасибо за внимание!