воспитатель
Елисеева Светлана Николаевна, МБДОУ детский сад 58, г. Апатиты Мурманской области
Цель мастер-класса: способствовать формированию у родителей представление о нетрадиционных видах аппликации в развитии творчества дошкольников.
Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации.
Оборудование: крупа, картон, кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, альбомная бумага, ластики, салфетки, подставки для кисточек.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть вас на нашем мастер-классе, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Вступление
Вид деятельности под названием «аппликация» известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) — создание художественных изображений наклеиванием, нашивание на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования.
Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Практикум
Основным этапом нашего мастер-класса будет творческая работа, в выполнении которой мы используем технику посыпания крупой.
Работая с малышами над аппликацией из крупы, легче и результативнее всего использовать технику «посыпания» и технику «вдавливания»
Начну с самой простой техники – «посыпание» – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).
- Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.
- Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки — просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.
Способы окраски крупы
На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая.
Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла.
Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными.
Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом (показываю готовую работу выполненную в этой технике).
У каждого из вас на рабочем столе находится будущая картина и все необходимое для ее изготовления.
Для каждой детали картины мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т. д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью).
Желаю творческих успехов!
Подведение итогов. Рефлексия.
Вопросы родителям: Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня? Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе?
Что вам хочется отметить особо? (слушатели высказывают своё мнение)
Благодарю вас за сотрудничество!
Творческих вам успехов!
Список используемой литературы
- Лыкова, Ирина Александровна. Изобразительная деятельность в детском саду. — Москва : Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. — 143 с.
- Петрова, Ирина Михайловна. Аппликациядля дошкольников : учебно- методическое пособие для школы / И. М. Петрова. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. — 62, [1] с.
- Румянцева, Екатерина Анатольевна. Аппликация. Простые поделки / Екатерина Румянцева. — 2-е изд. — Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2008. — 143 с.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Консультация для воспитателей на тему: «Полезные игры и упражнения для гиперактивных детей» (RANDOM - 50%)