Методика организации и выполнения выпускной квалификационной работы (обмен опытом)

Волкова Ольга Ивановна, преподаватель, ГБОУ СПО ККБМК г.Краснодара

Выпускная квалификационная работа является завершающим итогом изучения набора дисциплин и профессиональных модулей. Дипломная работа студента свидетельствует о готовности выпускника решать конкретные задачи в сфере предполагаемой профессиональной деятельности по специальности. По качеству ее выполнения и результатам защиты Государственная аттестационная комиссия оценивает уровень общетеоретической и профессиональной подготовки выпускника и возможность присвоения ему соответствующей квалификации.

Все руководители дипломных работ студентов медицинского колледжа,  конечно, берут за основу методические рекомендациями по выполнению и защите выпускных квалификационных работ, поэтому моя задача — поделиться  опытом и  представить конкретно, на примерах, как мы выполняли эти рекомендации, с какими трудностями столкнулись, какие были ошибки и достижения.

Основной целью дипломной работы является оценка основательности усвоения материала и умения студента обобщить и представить теоретический, практический, аналитический материал по выбранной теме.

Качество выполнения дипломной работы зависит от того, насколько студент овладел навыком сбора исходной информации, выполнения исследования, обработки и анализа результатов, а также от его способности формулировать научно-обоснованные выводы и предложения, лежащие в основе предлагаемых решений. И вот, если ранее мы выборочно, в  кружковой работе,  определенному контингенту прививали эти навыки, то сейчас повышение требований к образовательным услугам,  к уровню подготовки специалиста, диктует необходимость более широкого вовлечения студентов в этот процесс. Предполагаю, что очень целесообразно введение специального курса обучения преподавателей методике руководства и написания дипломных работ  студентами. Культура научно-исследовательского труда – сложная и многоплановая. В содержательном плане  исследовательская работа студента не является чисто научным исследованием: она связана с обучением и одновременным развитием творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. Однако организация деятельности по выполнению научной работы должна с большей или меньшей полнотой воспроизводить структуру научного исследования.

Дипломная работа  может носить  практический и опытно- экспериментальный характер.  Я считаю более приемлемым для наших специальностей и контингента студентов – практический характер, хотя, бесспорно, есть студенты способные выбрать и качественно реализовать опытно – экспериментальное направление.

Дипломная работа, носящая практический характер, имеет следующую структуру:

— введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, структура дипломной работы, формулируются цели и задачи работы, область исследования, объект исследования, гипотеза, база научного исследования,  методы сбора и обработки информации.

— теоретическая часть, в которой содержатся  теоретические основы разрабатываемой темы;

— практическая часть,  которая состоит из проектирования деятельности среднего медицинского работника в соответствии с темой дипломной работы, описания её реализации, оценки её результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных алгоритмов сестринского ухода за конкретным пациентом, анализ профилактической и лечебной деятельности медицинского работника и предложения по повышению ее эффективности. Название 2–й главы не должно повторять название темы.

— заключение, в котором содержатся выводы (ответы на поставленные задачи) и рекомендации относительно  возможностей практического применения полученных результатов.

 При выборе  темы  преподаватель и студент должны убедиться в доступности материалов (научного, теоретического, практического) по выбранной теме дипломной работы;  выявить наличие неисследованных или мало исследованных проблем практического характера в данной области; определить уровень подготовки по исследуемой теме при выборе вида исследования (теоретического или  практического). При выборе темы дипломной работы желательно сохранять преемственность между нею и темой выполненных ранее курсовых работ,      

Индивидуальное задание на дипломную работу  составляется в двух экземплярах по установленной форме руководителем и один экземпляр выдаётся студенту, а второй – остается в цикловой комиссии.

В индивидуальном задании указывается: тема дипломной работы, срок её сдачи, перечень исходных данных к дипломной работе, содержание основных разделов, перечень иллюстративных материалов, информационное обеспечение, дата выдачи задания, календарный график работ, определяющий сроки завершения каждого этапа работы. Закрепление за студентом темы дипломной работы осуществлялось по его письменному заявлению на имя заместителя директора по учебной работе колледжа.

Написанию дипломной работы предшествует серьезная подготовка, в процессе которой студент выясняет и согласовывает с научным руководителем перечень имеющихся по данной теме научных источников, изучает их, уточняет предмет и объект исследования, формулирует с помощью преподавателя гипотезу, планирует цели и задачи, методы исследования, предполагаемую теоретическую и практическую значимость работы. Вот с этим тоже были трудности. Необходимо четко понимать, что подразумевается под этими терминами. Рекомендация: на начальном этапе работы введение пишется в виде проекта, а окончательный текст, особенно окончательные формулировки цели и задач оформляются после завершения работы, когда можно сопоставить установочные цель и задачи с результатами, полученными в ходе исследования.

Что касается доступности  практических материалов (т. е. статистических данных по медицинскому учреждению и другой документации), мы столкнулись с определенными трудностями и преодолели их в основном, используя более доступную статистику из интернет – ресурсов.   Во время прохождения преддипломной практики студент должен, зная тему выпускной квалификационной работы,  выполнить научно-исследовательский аспект ВКР, связанный со сбором необходимого  для этого материала, поэтому хотелось бы как-то активнее подключать консультантов дипломных работ  в ЛПУ  хотя бы к предоставлению документальных материалов практического здравоохранения.

Значительная проблема была связана с усвоением студентами того факта, что дипломная работа это самостоятельная реализация творческого подхода, что все постулаты, добытые в интернете, требуют ссылок на автора. Стандартизация в наше время затрагивает все элементы научного сочинения, в том числе курсовой и дипломной работ. В связи с этим нужно знать не только особенности функционального стиля научной литературы, но и основные стандарты, и ГОСТы, предъявляемые к оформлению научных работ. В дипломной работе следует придерживаться одного стиля ссылок. Чаще всего используются затекстовые отсылки [43].

У некоторых студентов возникали трудности в формулировке научно-обоснованных выводов и предложений. Выводы должны отвечать цели и задачам исследования, а предложения  соотноситься с выводами.

В ходе достижения целей дипломной работы наибольшие затруднения вызвали  следующие моменты:

—  анализ нормативных правовых актов,  а также получение фактических данных (документация ЛПУ, опрос сотрудников);

— формулирование предложений по совершенствованию исследуемого процесса или вида профессиональной деятельности;

— обоснование полученных в ходе исследования диагностических результатов и выводов.

При сборе материалов для дипломной работы основными источниками информации являются плановые и отчётные документы (которые с большим трудом нам предоставляли или отказывали в предоставлении лечебные учреждения), нормативно-справочные материалы, результаты опроса  пациентов и сотрудников учреждений здравоохранения, должностные инструкции, положения о подразделениях учреждений здравоохранения, статистические данные и иная документация.