Открытый урок по столярному делу по теме «Работа на токарном станке по дереву»

Матигуллин Руслан Нагимуллович, учитель столярного дела I квалификационной категории, ГБОУ «Альметьевской школы № 19» для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Тема раздела: «Работа на токарном станке по дереву»

Тема урока «Работа на токарном станке по дереву»

Цели урока:

  • Дидактическая: систематизировать знания учащихся их практическое применение.
  • Образовательная: изучить режущие и измерительные инструмент применяемые на токарном станке и научить работать на нем.
  • Развивающая: развивать творческое мышление, эстетический вкус.
  • Коррекционная: развитие мелкой моторики.
  • Воспитательная: воспитание добросовестности, ответственности, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Наглядно-иллюстрированный материалы и инструменты: рейер, кронциркуль, майсель, образцы, заготовки, токарный станок,

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;

Методы обучения:

  • беседа,
  • работа с текстом;
  • демонстрация наглядных пособий.

Межпредметные связи:

  • русский язык,
  • чтение,
  • математика,
  • ОБЖ

Ход урока

  1. Организационная часть

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Я рад вас видеть на уроке и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для нас с вами приятным и полезным.

Доклад дежурного.

Психологический настрой на урок.

Проверка готовности к уроку;

Назначение дежурных;

Повторение пройденного материала в виде опроса

Вопросы опроса:

  1. Перечислите и покажите из каких частей состоит токарный станок по дереву?

Ответы:

  • Выключатель,
  • Электро-двигатель,
  • Передняя бабка,
  • Подручник,
  • Задняя бабка,
  • Станина.
  1. Для чего служит выключатель?

Ответы: Для включения и выключения станка.

  1. Для чего служит электро-двигатель?

Ответы: передает крутящий момент передней бабке

  1. Для чего служит передняя бабка?

Ответы: предает вращение заготовки, закрепленной на ней.

  1. Для чего служит подручник?

Ответы: служит опорной площадкой для режущего инструмента.

  1. Для чего служит задняя бабка?

Ответы: Для закрепления заготовки различной длины.

  1. Для чего служит станина?

Ответы: служит для крепления основных частей станка.

 

Учитель: Молодцы вы отлично справились с домашним заданием ответив на заданные вопросы. Мы с Вами изучили устройство токарного станка, а теперь давайте посмотрим, что можно на нем изготовить. Детям показываются изделия изготовленные на токарном станке. Как вы думаете, какую форму нужно придать бруску для изготовления этих изделий?

Ученики: Цилиндрическую.

Учитель: Давайте рассмотрим какие режущие инструменты применяют для работы на токарном станке.

Ученики: Давайте.

Учитель:

  • Рейер – полукруглая стамеска.

Данный инструмент предназначен для черновой обработки заготовки. Эта обработка преследует цель довести диаметр заготовки до требуемого вида, устранить изъяны, волнистость поверхности. На последующую обработку оставляют припуск 3-4 мм. Передвигая постепенно рейер по длине подручника, снимают с заготовки первую грубую стружку толщиной 1-2 мм. Первую черновую стружку следует снимать серединой рейера. При следующих проходах рейер должен резать боковой частью лезвия. Для этого его направляют попеременно в правую и левую стороны. При таком способе обточки получается более гладкая поверхность заготовки и лезвие рейера срабатывается более равномерно.

  • Кронциркуль – контрольно-измерительный инструмент.

Данный инструмент служит для изменения диаметра заготовки после черновой обработки.

  • Майсель – плоская стамеска.

Данный инструмент предназначен для чистовой обточки заготовки Работа плоской стамеской требует большого внимания. Стамеску крепко держат в руках и прижимают к подручнику. Стружку снимают серединой или тупым углом режущей кромки. Острый угол режущей кромки должен находиться выше заго­товки. Если же носик майселя опустить к середине, то он ковырнет древесину, испортит заготовку, может даже вырваться из рук.

Целевая установка: научиться обрабатывать заготовку на токарном станке при помощи режущих инструментов.

  1. Сообщение новых знаний, умений и навыков.

—    Откройте тетради и давайте запишем названия инструментов и их назначение.

  • Рейер
  • Кронциркуль
  • Майсель

— Скажите, а что мы должны знать и соблюдать при работе на токарном станке по дереву? (правила техники безопасности)

  1. Физкультурная минута
  2. Текущий инструктаж

Откройте папки с инструкциями по техники безопасности. Найдите правило по безопасному обращению со столярными инструментами, и работе на токарном станке по дереву прочитайте их и расскажите. (рассказ детей)

Подойдите по очереди к моему столу и распишитесь в журнале по технике безопасности.

  1. Формирование нового материала.
  • Давайте вспомним этапы обработки заготовки на токарном станке по дереву? (повторения хода работы поэтапно).
  • Итог урока  Поощрения   Выставление оценок.