Конспект НОД «Путешествие в волшебную Страну знаний» (подготовительная группа)

Смирникова Лилия Федоровна, педагог-психолог МБДОУ д/с №14 «Журавлик» г. Якутск.                                                                  

Цель: выявление интеллектуального и творческого потенциала детей и повышение мотивации к обучению в школе.

Интеграция образовательных областей:

— Познание: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития.

— Коммуникация: овладение коммуникативными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

— Здоровье: охрана физического и психического здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

— Социализация: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Направление – развивающее;

Группа – подготовительная к школе.

Форма организации – подгрупповая

Тип занятия – комплексное

Методы и приемы:

— Словесный метод (совместная речевая деятельность: диалог, пояснение, ответы детей);

— Игровой метод (воображаемая ситуация, игровые приемы);

— Наглядный метод (использование ИКТ слайдов, картинок);

— Практический метод (динамические упражнения).

Задачи:

Обучающие:

— Учить детей находить решение поставленных задач, слушать и слышать инструкции взрослого;

— Упражнять в умении решать логические задачи;

— Расширять словарный запас детей по теме «школа»;

— Формировать положительную школьную мотивацию у детей через создание ситуации успеха.

Развивающие:

— Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать);

— Развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь);

— Развивать зрительно-пространственную ориентацию;

— Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

— Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе;

— Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллектив, умение договариваться.

Материал:

Демонстрационный:

— Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Путешествие по волшебной Стране знаний».

Раздаточный материал:

— листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами на каждого из детей, бланки для выполнения логических заданий, карточки к заданиям «Лабиринт», «Фантазеры», «Найди отличия», цветные карандаши.

Время реализации – 30 минут;

Количество детей – 10.

Ход занятия:

I часть: Вводная

  1. Ритуал приветствия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о школе, но вначале давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, передавая друг другу частичку тепла и хорошего настроения, улыбнемся и поздороваемся, а сделаем это так:

Коммуникативная игра «Здравствуйте по — разному».

— Вы будете, молча ходить по залу. Как только я подниму вверх зеленую «ладонь» вы должны пожать руку как можно большему количеству детей. Красная «ладонь»- поздороваться спинками. Синяя — поклониться друг другу.

Психолог: Вы выросли, узнали много нового, интересного. Совсем скоро пойдете в школу. Что такое школа и зачем дети должны ходить в школу? (Ответы детей). Правильно вы получите новые знания. Чтобы узнать, какие знания имеются у вас, мы отправимся в удивительное путешествие по волшебной Стране Знаний. Ну, что вы готовы?

Психолог: Перед вами карта Страны знаний. Обратите внимание на то, как много здесь различных городов.

Первый город на нашем пути — город Смекалки (слайд 1)

II часть. Основная:

Задание №1.

Игра «Догадайся и ответь».

Психолог: Жители этого города подготовили для вас вопросы:

— Как в школе называют детей? (ученики)

— Как в школе называют взрослого, который учит детей? (учитель)

— Как называется книга, по которой учат учеников читать? (азбука, букварь)

— Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)

— Стол, за которым пишут ученики? (парта)

— Коробка для ручек и карандашей? (пенал)

— Перерыв между уроками? (перемена)

— Прозвенел звонок и начинается… (урок)

Молодцы, как много вы уже знаете о школе.

А вот еще одно задание.

Нарисуйте в ряд 5 облаков разного цвета и величины так, чтобы первое было синим, последнее — самым маленьким, а из второго шел дождик.

— (Имя, скажи, пожалуйста, выполняя это задание, каких условий ты придерживался? (предполагаемый ответ детей)

Задание №2.

Психолог: Мы продолжаем наше путешествие. Внимание на экран. Как называется следующий город? Правильно. Это город Сказок. Слушайте внимательно и постарайтесь правильно назвать из какой сказки данный герой. (дети называют героя сказки, изображенной на картинке)

Молодцы, справились и с этим заданием.

— (Имя, назови сказки, в которых встречаются цифры? («Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка») .

Задание №3.

Психолог: Мы приближаемся к следующему городу, который называется «Город умников и умниц».

В этом городе учатся очень умные и старательные ребята. Они очень часто играют в интересную и познавательную игру, которая называется «Четвертый лишний» (слайд 1). Поиграем? Я буду называть вам 4 слова, 3 из которых связаны по смыслу, а одно лишнее, оно с ними не связано. Ваша задача, найти это лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним.

пенал, пирамидка, тетрадь, карандаш;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово пирамидка? (Потому, что пирамидка — игрушка, а все остальное — школьные принадлежности)

сметана, колбаса, творог, кефир;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово колбаса? (Потому, что)

март, февраль, лето, апрель;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово лето? (Потому, что)

василек, ромашка, береза, гвоздика;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово береза? (Потому, что)

Олег, Петров, Сережа, Ваня;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово Петров? (Потому, что)

зима, понедельник, четверг, суббота;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово зима? (Потому, что)

река, озеро, мост, море;

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово мост? (Потому, что)

корова, коза, лось, лошадь.

— (Имя, почему ты считаешь, что лишнее здесь слово лось? (Потому, что)

Динамическая пауза: «Переменка».

Переменка, переменка (стоят в кругу, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько (бегают по залу)

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь (танцуют)

Можно сесть и помолчать (приседают и затихают)

Только — чур! Нельзя — скучать! (подпрыгивают)

Задание №4

Дидактическая игра: «Найди отличия»

Психолог: В городе «Умники и умницы» есть две улицы, которые очень похожи, но все- таки они отличаются. Попробуйте найти эти отличий. (Дети за столами, один ребенок у доски ищут 10 отличий)

Вы выполнили все задания правильно, и я предлагаю вам отправиться дальше в путь. Внимание на экран. Мы приближаемся с вами к городу «Лабиринтов».

Задание №5.

«Лабиринт».

Психолог: Ребята, перед вами карточки на которых изображен Незнайка. Помогите ему добраться до его портфеля. (Дети выполняют задание)

Задание №6.

Психолог: Вот мы и подошли с вами к последнему городу, который называется Город Фантазеров. Нарисуйте то, что вы представляете, когда думаете о школе.

— (Имя, что ты изобразил? (предполагаемый ответ. Спросить 2-3 детей.)

Задание №7

Упражнение «Собираем портфель».

Психолог: Первый участник говорит: «Я положу к себе в портфель… » и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который назвал предыдущий, и добавляет свой предмет, следующий — первые два слова и свое, последний называет все названные предметы.

Задание №8

Упражнение «Копилка первоклассника»

Психолог: Я предлагаю вам наполнить две копилки: «трудности ученика»- это то, что, по вашему мнению, может затруднить вашу учебу в школе, огорчить вас и «успехи ученика»- это то, что принесет удовольствие, обрадует вас, поможет справиться с трудностями (каждое высказывание дети сопровождают бросанием фишек в соответствующую копилку). В какой из копилок фишек больше? Конечно в копилке успехов. И я уверена, что и успехов в жизни учеников больше. Ну, а если вы встретите на своем пути, какие- то трудности вы обязательно с ними справитесь.

III Заключительная часть.

Рефлексия

Психолог: Ребята наше путешествие по городам Страны знаний завершается, сейчас каждый из вас подойдет к столу и выберет себе круг.

Красный круг означает – мне понравилось путешествие и у меня все получилось.

Жёлтый круг — мне понравилось путешествие, но у меня не все задания получились.

Синий круг — мне не понравилось путешествие и у меня ничего не получилось

Ребята, что вам понравилось во время нашего путешествия? Выполняя, какие задания вы испытывали затруднения? (Каждый ребенок объясняет, возникали ли у него трудности и какие) /

Ритуал прощания

Психолог: Ну, а теперь давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг – другу и еще раз подарим свою улыбку. Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. И я уверенна, что те знания, которые вы приобрели в детском саду, помогут вам быть успешными в школе.