Конспект открытого занятия непосредственной организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада

Тема: «ЧИСЛО  И  ЦИФРА  7».

 Соблирова Анета Хазреталиевна, ГБОУ ШКОЛА №2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора  СП «РАДУГА», г.Москва

Цель: Систематизировать знания о числе цифре 7;формировать представление о составе числа 7. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Совершенствовать умение счета в пределах 10,понимание отношений между  числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.

Задачи:

Область «Познавательное развитие, ФЭМП»:

  • учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на

два меньших числа.

  • закреплять умение определять предыдущее, последующее число к названному в пределах 10.
  • продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+» и «=», в процессе решения элементарных математических задач.

Область «Социально-коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ, умение работать в паре.

Область «Художественно-эстетическое развитие»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш и ручку.

Развивающие задачи: развивать речь, внимание, память, мышление , формировать самооценку,

Активизация словаря: Предыдущее  число, последующее  число, плюс, минус, равно, состав числа, графический, числовой ряд, числовой отрезок.

Область «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические  движения со словами стихотворения.

Форма организации: фронтально

Категория возраста: дети 6-7 лет.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами, геометрические фигуры, магнитное пособие по математике — (картинки на магнитах), сюжетные картинки, образец для выполнения задания на листочках, слайды, конверт с письмом, карточки с заданиями, запись мелодии «Звездное небо», запись звука ракеты при взлете, запись физминутки  «Вперед 4 шага», смайлики.

Раздаточный материал: индивидуальные арифметические наборы с цифрами и  геометрическими фигурами, индивидуальная доска с маркером, счетные бусы, листы бумаги с «домиками» состава числа, листы бумаги с примерами, листы в клетку для графического диктанта, листы с числовым отрезком, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Сообщение темы и цели занятия.  Вводная беседа. Приветствие.

 

1.Организационный момент

Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Пенал, ручка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим мы материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».

– Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: 

  1. Игровое упражнение «Назови число».

Сегодня мы продолжим изучать прекраснейшую из наук «Математику».

 Дети, вспомним порядок чисел. Расположите свои цифры из набора так, чтобы числа были в порядке возрастания.

  Назовите соседей числа 7. Какое число является предыдущим? Какое последующим? (сосед слева 6, сосед справа 8)

— Какое число называется предыдущим и где оно стоит? (Число, меньшее на один, в числовом ряду стоит перед названным). Какое число называется последующим и где оно стоит? (Число, большее на 1,в числовом ряду стоит после названного).

-А сейчас мы проверим, как вы это усвоили.

 (воспитатель бросает детям мяч по очереди и просит назвать сначала предыдущее число названному, затем последующее)

Замечательно!

Чтоб быстрей соображать, нужно пальчики размять.

                                  Пальчиковая гимнастика

— Дети, у вас на столах лежат листы с заданием «Найди соседей числа» (разные). Кто закончит задание, поднимает руку.

— Внимание на экран. Сейчас мы будем решать «Веселые задачки»  и записывать будем только ответы. Приготовьте доски, возьмите маркеры  и слушайте внимательно.

  1. Устный счет.

Шесть весёлых медвежат в лес за ягодой спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

— Запишите ответ. (5)

Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало той дорожкой по полю?

— Запишите ответ. (8).

— Запишите ответ и поднимите доски.  Ой, а у меня – 3. Кто же прав?  (Дети доказывают свою правоту).

— Правильно – 5,8, 6.   Расположите полученные цифры так, чтобы числа были в порядке возрастания. (5, 6, 8). Молодцы!

— Что заметили? (нет цифры 7)

– Ребята, героиня нашего занятия сегодня  “Число 7. Цифра 7.”

-Дети, а как написать число семь? (ответы детей: «Число семь написать нельзя».)

— Правильно! Число 7 записывается с помощью цифры  7.

— Давайте в воздухе пальчиками  обведем цифру 7 (образец на доске и на экране).

— На что похожа цифра 7? (кочерга, коса)

  1. Открытие нового.

-Число 7 считается необычным, магическим у многих народов. Оно играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудес света). Дома у родителей спросите, что это за семь чудес света и завтра расскажите.

Попробуем вспомнить, где можно встретить цифру 7.(ответы детей)

Часто встречается число 7 в сказках: («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Цветик — семицветик»), в пословицах  (Семь раз отмерь, а один раз отрежь).

— Молодцы ребята, вы были очень внимательны.

Раздача баллов (смайлики)

  1. Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на доске, каким должен быть порядок в натуральном числовом ряду и где должна стоять цифра 7.(на доске в числовом ряду отсутствует цифра 7)

Я ничего не понимаю! Куда делась цифра 7?

Назовите, какое число потерялось?

1 2 3 4 5 6 8    9 10 – (7)

  1. Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, смотрите, что я нашла сегодня утром в нашей группе, это письмо из далекой «Математической альфа-планеты». Пишут нам дети инопланетяне. (воспитатель читает детям письмо).

                            Здравствуйте, дорогие земляне!

Ребята, случилась беда. Злой дракон украл у вас  цифру 7 и спрятал ее в звездной пещере. Вам нужно знать, что к звездной пещере дракона ведет звездная дорожка.  На каждой ступеньке этой дорожки математические задания. Если вы справитесь с заданиями, вы сможете одолеть дракона и вернуть свою цифру. Мы высылаем вам карточки с заданиями. Летите к нам скорее. Удачи!

— Ребята, мы полетим на «Математическую альфа — планету», спасем цифру 7? (ответы детей).

— Если мы не вернем цифру на место, будет нарушен порядок в числовом ряду.

— А вот на чем мы отправимся в космическое путешествие узнаем после того как, выполним графический диктант.  У вас на столах лежат листы в клетку.  ( Дети работают на листочках, каждый индивидуально).

Задание для ребенка: от заданной начальной точки отсчитай влево 1клетку и вниз 2 клетки-поставь точку, соедини начальную точку и вторую точку, теперь вернись к начальной точке, от начальной точки отсчитай вправо 1клетку и вниз 2 клетки-поставь еще одну точку и соедини начальную точку с третьей, дальше вниз 4 клетки, вправо 1 клетку, вниз 2 клетки, влево 1 клетку, вверх 1клетку, влево 2 клетки, вниз 1клетку. Влево 1клетку, вверх2 клетки, вправо 1 клетку, вверх 4 клетки, вправо 2 клетки. ГОТОВО! 

— Что у нас получилось? Правильно – ракета.

Раздача баллов (смайлики)

А теперь пристегните ремни. Отсчитываем время в обратном порядке, начиная с 10. Пуск. А пока мы набираем высоту я задам вам несколько вопросов, а вы быстро отвечайте:

Вопросы:

— сколько у треугольника сторон?

— у комнаты 3 стены?

— У машины 2 руля?

— У круга 3 угла?

— У человека 2 руки?

— Сколько пальцев на руках у двух человек вместе? (20)

 

(Включить монитор и обратить внимание детей, что изображено на экране).

— Ребята, мы на «Математической альфа-планете». Вы помните, что нам нужно сделать на этой планете? (Спасти цифру 7).

— Перелет у нас был длительным, поэтому нам необходимо сделать разминку.

  1. Физпауза.

А сейчас мы с вами дети

Все выходим из ракеты.

Выходите из-за столов. Встаньте в круг.

Выполним упражнения «Вперед 4 шага» под музыку.

— Ребята, посмотрите, здесь 4 ступени, которые нам необходимо преодолеть, выполняя задания по карточкам. Вы готовы?  (ДА!)

Вот первая ступень звездной дорожки.

Карточка с заданием №1:

— Дети достаньте листы бумаги с «домиками» состава чисел. (Все «домики » уже должны быть заполнены,  кроме «домика» с числом 7. Вспомните состав названного числа, ориентируясь на заполненные «домики». Давайте заполним последний «домик» числа 7.

(На магнитной доске выкладываются 7 картинок разных по форме, величине, цвету. Дети сами отвечают, как можно получить число 7 (из двух меньших чисел), с помощью числового отрезка из двух меньших чисел.

Дети записывают все возможные варианты в «домик» ,таким образом, заселяя его. Когда «домик» заселен, дети  раскрашивают  крышу «домика»).

Раздача баллов (смайлики)

— Вот вторая ступень звездной дорожки.

Карточка с заданием №2:

Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части. (Подробный разбор)

 Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 1, 6.)

-Кто напишет пример к чертежу? (дети работают у доски)

 Объясните равенство, записанное к чертежу. (1 + 6= 7) (Если сложить части 1 и 6, то получится весь отрезок 7.)

 Объясните другие равенства?

– Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 76+ 1 = 7

 Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 67-1=6

 Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 17-6=1

Работа с равенствами 5+2=7, 4+3=7 аналогична.

— Постарайтесь запомнить состав числа 7.

Молодцы, мои юные математики!

Раздача баллов (смайлики)

Вот третья ступень звездной дорожки.

карточка с заданием №3: Самостоятельная работа.

Воспитатель раздает листочки с примерами и говорит детям, что надо решить примеры. (Дети решают примеры, формируя равенство).

— Вы всё ближе и ближе к победе над злым драконом! Приступаем к следующему заданию.

Вот четвертая ступень звездной дорожки.

карточка с заданием №4:

— Дети сейчас вы должны составить задачу по картинкам, которые лежат у вас на столе (дети составляют выражение к задаче, решают на индивидуальной доске затем с места рассказывают).

— Составьте задачу по картине? Назовите условие, вопрос, ответ задачи. Запишите -Молодцы!

-Я составила 2 задачи для вас, решите их тоже.

Раздача баллов (смайлики)

Ребята, вы отлично потрудились. Злой дракон превратился в доброго дракошу и вернул нам цифру 7. Поблагодарите и попрощайтесь с нашими новыми друзьями.

Полетели на землю, пристегните ремни. Отсчитываем время в обратном порядке, начиная с 10. Пуск. Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова:

Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?

Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями!

– Героиня нашего занятия нашлась —  “ Цифра 7.” Давайте ее поставим на место.

Раздача баллов (смайлики)

  1. Итог занятия.

-Ребята, понравилось занятие?

-Чем мы сегодня занимались?

(считали, складывали, вычитали, заполнили «Домик» числа 7, решали задачи, научились составлять число 7 из двух меньших чисел, научились вычитая из целого одну часть и получать вторую, рисовали по клеткам ракету, летали к инопланетянам и спасли цифру 7).

— Давайте же подсчитаем у кого сколько баллов? Сами запишите, сколько вы набрали. (Дети пишут на своих досках).

— У нас все молодцы, а те, кто набрал больше баллов – молодцы вдвойне, так как очень постарались.

— Спасибо, мои юные математики!