Тема: «ЧИСЛО И ЦИФРА 7».
Соблирова Анета Хазреталиевна, ГБОУ ШКОЛА №2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора СП «РАДУГА», г.Москва
Цель: Систематизировать знания о числе цифре 7;формировать представление о составе числа 7. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Совершенствовать умение счета в пределах 10,понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
Задачи:
Область «Познавательное развитие, ФЭМП»:
- учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на
два меньших числа.
- закреплять умение определять предыдущее, последующее число к названному в пределах 10.
- продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+» и «=», в процессе решения элементарных математических задач.
Область «Социально-коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ, умение работать в паре.
Область «Художественно-эстетическое развитие»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш и ручку.
Развивающие задачи: развивать речь, внимание, память, мышление , формировать самооценку,
Активизация словаря: Предыдущее число, последующее число, плюс, минус, равно, состав числа, графический, числовой ряд, числовой отрезок.
Область «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 6-7 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами, геометрические фигуры, магнитное пособие по математике — (картинки на магнитах), сюжетные картинки, образец для выполнения задания на листочках, слайды, конверт с письмом, карточки с заданиями, запись мелодии «Звездное небо», запись звука ракеты при взлете, запись физминутки «Вперед 4 шага», смайлики.
Раздаточный материал: индивидуальные арифметические наборы с цифрами и геометрическими фигурами, индивидуальная доска с маркером, счетные бусы, листы бумаги с «домиками» состава числа, листы бумаги с примерами, листы в клетку для графического диктанта, листы с числовым отрезком, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Сообщение темы и цели занятия. Вводная беседа. Приветствие.
1.Организационный момент
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Пенал, ручка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим мы материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
– Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила:
- Игровое упражнение «Назови число».
Сегодня мы продолжим изучать прекраснейшую из наук «Математику».
– Дети, вспомним порядок чисел. Расположите свои цифры из набора так, чтобы числа были в порядке возрастания.
– Назовите соседей числа 7. Какое число является предыдущим? Какое последующим? (сосед слева 6, сосед справа 8)
— Какое число называется предыдущим и где оно стоит? (Число, меньшее на один, в числовом ряду стоит перед названным). Какое число называется последующим и где оно стоит? (Число, большее на 1,в числовом ряду стоит после названного).
-А сейчас мы проверим, как вы это усвоили.
(воспитатель бросает детям мяч по очереди и просит назвать сначала предыдущее число названному, затем последующее)
—Замечательно!
— Чтоб быстрей соображать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
— Дети, у вас на столах лежат листы с заданием «Найди соседей числа» (разные). Кто закончит задание, поднимает руку.
— Внимание на экран. Сейчас мы будем решать «Веселые задачки» и записывать будем только ответы. Приготовьте доски, возьмите маркеры и слушайте внимательно.
- Устный счет.
Шесть весёлых медвежат в лес за ягодой спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
— Запишите ответ. (5)
Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало той дорожкой по полю?
— Запишите ответ. (8).
— Запишите ответ и поднимите доски. Ой, а у меня – 3. Кто же прав? (Дети доказывают свою правоту).
— Правильно – 5,8, 6. Расположите полученные цифры так, чтобы числа были в порядке возрастания. (5, 6, 8). Молодцы!
— Что заметили? (нет цифры 7)
– Ребята, героиня нашего занятия сегодня “Число 7. Цифра 7.”
-Дети, а как написать число семь? (ответы детей: «Число семь написать нельзя».)
— Правильно! Число 7 записывается с помощью цифры 7.
— Давайте в воздухе пальчиками обведем цифру 7 (образец на доске и на экране).
— На что похожа цифра 7? (кочерга, коса)
- Открытие нового.
-Число 7 считается необычным, магическим у многих народов. Оно играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, 7 чудес света). Дома у родителей спросите, что это за семь чудес света и завтра расскажите.
— Попробуем вспомнить, где можно встретить цифру 7.(ответы детей)
Часто встречается число 7 в сказках: («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Цветик — семицветик»), в пословицах (Семь раз отмерь, а один раз отрежь).
— Молодцы ребята, вы были очень внимательны.
Раздача баллов (смайлики)
- Постановка проблемы.
— Давайте посмотрим на доске, каким должен быть порядок в натуральном числовом ряду и где должна стоять цифра 7.(на доске в числовом ряду отсутствует цифра 7)
— Я ничего не понимаю! Куда делась цифра 7?
– Назовите, какое число потерялось?
1 2 3 4 5 6 8 9 10 – (7)
- Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, смотрите, что я нашла сегодня утром в нашей группе, это письмо из далекой «Математической альфа-планеты». Пишут нам дети инопланетяне. (воспитатель читает детям письмо).
Здравствуйте, дорогие земляне!
Ребята, случилась беда. Злой дракон украл у вас цифру 7 и спрятал ее в звездной пещере. Вам нужно знать, что к звездной пещере дракона ведет звездная дорожка. На каждой ступеньке этой дорожки математические задания. Если вы справитесь с заданиями, вы сможете одолеть дракона и вернуть свою цифру. Мы высылаем вам карточки с заданиями. Летите к нам скорее. Удачи!
— Ребята, мы полетим на «Математическую альфа — планету», спасем цифру 7? (ответы детей).
— Если мы не вернем цифру на место, будет нарушен порядок в числовом ряду.
— А вот на чем мы отправимся в космическое путешествие узнаем после того как, выполним графический диктант. У вас на столах лежат листы в клетку. ( Дети работают на листочках, каждый индивидуально).
Задание для ребенка: от заданной начальной точки отсчитай влево 1клетку и вниз 2 клетки-поставь точку, соедини начальную точку и вторую точку, теперь вернись к начальной точке, от начальной точки отсчитай вправо 1клетку и вниз 2 клетки-поставь еще одну точку и соедини начальную точку с третьей, дальше вниз 4 клетки, вправо 1 клетку, вниз 2 клетки, влево 1 клетку, вверх 1клетку, влево 2 клетки, вниз 1клетку. Влево 1клетку, вверх2 клетки, вправо 1 клетку, вверх 4 клетки, вправо 2 клетки. ГОТОВО!
— Что у нас получилось? Правильно – ракета.
Раздача баллов (смайлики)
А теперь пристегните ремни. Отсчитываем время в обратном порядке, начиная с 10. Пуск. А пока мы набираем высоту я задам вам несколько вопросов, а вы быстро отвечайте:
Вопросы:
— сколько у треугольника сторон?
— у комнаты 3 стены?
— У машины 2 руля?
— У круга 3 угла?
— У человека 2 руки?
— Сколько пальцев на руках у двух человек вместе? (20)
(Включить монитор и обратить внимание детей, что изображено на экране).
— Ребята, мы на «Математической альфа-планете». Вы помните, что нам нужно сделать на этой планете? (Спасти цифру 7).
— Перелет у нас был длительным, поэтому нам необходимо сделать разминку.
- Физпауза.
А сейчас мы с вами дети
Все выходим из ракеты.
Выходите из-за столов. Встаньте в круг.
Выполним упражнения «Вперед 4 шага» под музыку.
— Ребята, посмотрите, здесь 4 ступени, которые нам необходимо преодолеть, выполняя задания по карточкам. Вы готовы? (ДА!)
— Вот первая ступень звездной дорожки.
Карточка с заданием №1:
— Дети достаньте листы бумаги с «домиками» состава чисел. (Все «домики » уже должны быть заполнены, кроме «домика» с числом 7. Вспомните состав названного числа, ориентируясь на заполненные «домики». Давайте заполним последний «домик» числа 7.
(На магнитной доске выкладываются 7 картинок разных по форме, величине, цвету. Дети сами отвечают, как можно получить число 7 (из двух меньших чисел), с помощью числового отрезка из двух меньших чисел.
Дети записывают все возможные варианты в «домик» ,таким образом, заселяя его. Когда «домик» заселен, дети раскрашивают крышу «домика»).
Раздача баллов (смайлики)
— Вот вторая ступень звездной дорожки.
Карточка с заданием №2:
Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части. (Подробный разбор)
– Что изображено на доске? Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 1, 6.)
-Кто напишет пример к чертежу? (дети работают у доски)
– Объясните равенство, записанное к чертежу. (1 + 6= 7) (Если сложить части 1 и 6, то получится весь отрезок 7.)
– Объясните другие равенства?
– Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 7: 6+ 1 = 7
– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6
– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
Работа с равенствами 5+2=7, 4+3=7 аналогична.
— Постарайтесь запомнить состав числа 7.
—Молодцы, мои юные математики!
Раздача баллов (смайлики)
— Вот третья ступень звездной дорожки.
карточка с заданием №3: Самостоятельная работа.
Воспитатель раздает листочки с примерами и говорит детям, что надо решить примеры. (Дети решают примеры, формируя равенство).
— Вы всё ближе и ближе к победе над злым драконом! Приступаем к следующему заданию.
— Вот четвертая ступень звездной дорожки.
карточка с заданием №4:
— Дети сейчас вы должны составить задачу по картинкам, которые лежат у вас на столе (дети составляют выражение к задаче, решают на индивидуальной доске затем с места рассказывают).
— Составьте задачу по картине? Назовите условие, вопрос, ответ задачи. Запишите -Молодцы!
-Я составила 2 задачи для вас, решите их тоже.
Раздача баллов (смайлики)
— Ребята, вы отлично потрудились. Злой дракон превратился в доброго дракошу и вернул нам цифру 7. Поблагодарите и попрощайтесь с нашими новыми друзьями.
Полетели на землю, пристегните ремни. Отсчитываем время в обратном порядке, начиная с 10. Пуск. Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова:
Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?
Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями!
– Героиня нашего занятия нашлась — “ Цифра 7.” Давайте ее поставим на место.
Раздача баллов (смайлики)
- Итог занятия.
-Ребята, понравилось занятие?
-Чем мы сегодня занимались?
(считали, складывали, вычитали, заполнили «Домик» числа 7, решали задачи, научились составлять число 7 из двух меньших чисел, научились вычитая из целого одну часть и получать вторую, рисовали по клеткам ракету, летали к инопланетянам и спасли цифру 7).
— Давайте же подсчитаем у кого сколько баллов? Сами запишите, сколько вы набрали. (Дети пишут на своих досках).
— У нас все молодцы, а те, кто набрал больше баллов – молодцы вдвойне, так как очень постарались.
— Спасибо, мои юные математики!
- Педагогическая характеристика готовности ребенка к обучению в школе (50%)
- Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» (50%)
- Консультация «Готовность детей к обучению математике в школе» (50%)
- Конспект ОД в старшей группе на тему «Осень» (50%)
- Формирование у дошкольников представлений о величине (50%)
- Публикация по теме: «Формирование эмоционально – волевой готовности к школе у детей 6-7 лет» (RANDOM - 50%)