Сборник сценариев по теме: «Здоровье – это здорово!»

Егорова Светлана Юрьевна, Сухаревская Наталья Алексеевна, воспитатели,  ГСУВОУ  КСОШ им. Э.Г.Фельде,  Кемеровская обл, с. Верхотомское.                                                                                                               

Данный сборник включает в себя методические разработки мероприятий, посвященных здоровью, борьбе с вредными привычками. Сборник адресован педагогам – организаторам, воспитателям, классным руководителям. Все предложенные формы работы были апробированы на базе «Кемеровской специальной общеобразовательной школы».                                                         Содержание                                                                                                                     1.Введение                                                                                                                             2. Арт – игра: «Путешествие в страну здоровья».                                                          3. Классный час: «Здоров будешь – всё добудешь».                                                         4. Классный час: «Витамины в жизни человека».                                                              5. Классный час: «Здоровье – главное богатство человека».                                             Арт – игра «Путешествие в страну здоровья»                               Цели: Привлечь внимание  школьников к формированию основ            здорового образа жизни; показать социальную и личную значимость ЗОЖ; учить учащихся выражать свои взгляды по вопросам ЗОЖ; создать условия для воспитания коллективизма, бережного отношения к своему здоровью.

Ход мероприятия (Звучит песня «Голубой вагон»)                                               Голос. Внимание! Граждане уезжающие, а также провожающие!                      Впрочем, и все желающие!                                                                                    Замрите на мгновение, прослушайте объявление!                                           Есть возможность не хворать, в Стране здоровья побывать.                              Но, чур, условие одно: без сигарет, не брать вино.                                               На наш кто рейс попасть желает, условие пусть выполняет!              Проводник. Сегодня этот рейс особый,                                                                       «Экспресс  здоровья» — поезд новый.                                                       Пассажиров везёт тех, кто не курит и не пьёт,                                                                     А любит спортом заниматься, водой холодной обливаться.                   (Подходят двое учеников с мячом и ракеткой)                                                      Здравствуйте, вы кто такие? Что везёте там с собой?                                 Ученик 1.  Я обычный ученик, к спорту я давно привык.                                                 Ученик 2. Занимаюсь тейквондо, и, причём уже давно                                (Показывают приёмы борьбы)                                                                             Проводник. Сразу видно: парень свой. Заходите), еники садятся на стулья – места для пассажиров).  Подходите, что стоите? (Подходят 2 мальчика) Кто такие? Как зовут? Что несёте в сумке тут?                                                 Мальчик 1.Несу тетради, книжки, ручки.                                                  Шарады, ребусы и заморочки.                                                                    Мальчик  2. Люблю читать, считать, учиться.                                               Хочу в ваш поезд просочиться.                                                            Проводник. Молодцы! Что ж, проходите, в купе места свои займите! (Идут 2 мальчика, а за ними бежит мальчик)                                                                  Мальчик (на бегу). Пропустите! Я за ними иду. В поезд тоже сесть хочу. Проводник. Подождите, не спешите. Ну-ка, пропуск предъявите!                  Что несёте в вашей сумке? Сигареты? Пиво?  Рюмки?                                    Тем, кто курит и кто «дымит», в Страну   здоровья путь закрыт!                Голос. «Экспресс здоровья» отправляем.                                             Счастливого пути желаем. (Выбегают 3 детей)                                               Мальчик.  Прошу вас,  подождите.                                                                 Меня с собою вы возьмите.                                                                                             Не стану больше я курить, на лыжах буду  я ходить.                                       Начну я спортом заниматься, буду я тренироваться.                              Проводник. Так-так-так! Что ж, всё понятно! Ладно, залезайте!  Здоровье – главное на свете, об этом знают даже дети.                                                        Голос. В Страну здоровья уезжаем, и болеть мы  не желаем!                        Спорт – наш друг, мы это знаем!                                                            Проводник. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в Страну здоровья. Нам на пути встретятся различные станции, на которых вам будут предложены разнообразные задания. Вы всё, что увидите и услышите запоминайте.        Итак, займите свои места, наш поезд отправляется. Счастливого пути! (Звучит песня «Голубой вагон», дети берутся за руки и делают круг) Ведущий.                                                                                                         Станция «Витаминка». Эта станция не случайно расположена на пути в страну здоровья,  человек не может жить без пищи и жидкости. Питаясь, мы получаем  энергию и жизненные силы для великих дел и свершений, а также необходимые витамины. На нашей станции мы с вами поговорим о том, что мы едим и как это влияет на наш организм.                                               Человеку нужно есть,                                                                                                   Чтобы встать и чтобы сесть,                                                                                       Чтобы прыгать, кувыркаться,                                                                                       Песни петь, дружить, смеяться,                                                                                      Чтоб расти и развиваться                                                                                                      И при этом не болеть.                                                                                 Ведущий. Итак, проведем небольшую викторину.                               Викторина.                                                                                                      1.Если мы с вами заболели, как мы с вами обычно лечимся? (Пьем таблетки, делаем уколы…)                                                                                                             2.Как обычно в русских народных сказках лечили свои раны богатыри? (Живая и мертвая вода)                                                                                                3.Что нужно делать со случайно найденным лекарством дома или на улице? (Не брать, правило личной безопасности — не брать ничего незнакомого)                     4.Вспомните примеры из сказок, когда герои нарушали это правило: «Алиса в стране чудес»- выпила из незнакомого пузырька; «Братец-Иванушка»- выпил из лужи и превратился в козленочка Царевна из «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».                                                                                                         5.А что можно есть безбоязненно и как можно чаше? (Овощи, фрукты)                    6.А что в них содержится? (витамины)

                                                                  Игра с мячом «Полезно/не полезно»                                                                        Ребята, сейчас вам нужно будет перейти перевал из полезных и неполезных продуктов.                                                                                                                  Полезные продукты:           Неполезные продукты:                                                       Молоко                                 Чипсы                                                                                     Мясо                                     Сухарики                                                                                                  Рыба                                      Картошка фри                                                                     Яблоко                                  Гамбургер                                                                          Арбуз                                                                                                                            Капуста                                                                                                                      Молодцы ребята! Вы успешно перешли перевал полезных и неполезных продуктов. И я надеюсь, что в будущем вы будете кушать больше  полезных продуктов, например, овощей и фруктов, потому что в них содержится много витаминов. Станция «Витаминка» с вами прощается и желает удачи в путешествии по стране Здоровья!   Звучит песня «Голубой вагон»                                 Станция «Улыбка».  Эта станция тоже не  неслучайно расположена на пути в страну здоровья, ведь если человек улыбается и смеётся, то у него ничего не болит. Даже в песенке поется « От улыбки станет всем теплей и слону и даже маленькой улитке, так пускай повсюду на земле, словно лампочки включаются улыбки…»!  (слова песни проговариваем все вместе)                              Не зря же ученые говорят, что смех продлевает жизнь!                                Давайте все вместе улыбнемся! (дети улыбаются)                                                          Какие красивые у вас улыбки, от них действительно стало светлее!             Молодцы ребята! А теперь попробуйте отгадать мои весёлые тесты-пословицы.                                                                                                                          Без труда не вытащишь и …                                                                                                    Ведущий. Молодцы ребята! Вы отгадали все пословицы-загадки! С чувством юмора у вас всё в порядке, а значит и со здоровье тоже!  Вы отлично справились со всеми зданиями! Надеюсь, что вы никогда не будете грустить, и всегда будете смеяться! Удачи и счастливого пути!  Звучит песня «Голубой вагон»                                                                                                                              Станция «Семья».  Ведущий. Духовное и физическое здоровье не разделимы и они закладываются в семье.  Ведь без семьи, заботы и  любви родителей и близких людей любой человек  прожить не может. Даже в песне поется « Ты, я, он, она – вместе дружная семья …»                                                  Вопрос: Ребята, расскажите о своей семье. Из кого она состоит семья?    (спросить несколько человек).  Обязательно должны прозвучать  ответы о составе семьи: бабушка, дедушка, брат, сестра. А что происходит с семьей, когда что — то случается с кем — то из членов семья. Давайте посмотрим на примере строим пирамиду из кубиков со словами: я – в основании, затем — мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Когда пирамида построена, то резко убираем кубик  со словом «Я» в основании. Что произошло с нашей пирамидой? (разрушилась). Тоже самое происходит и с членами вашей семьи, если с вами происходят неприятности и беды.                                 Ведущий. Ребята, какой можно сделать вывод из увиденного. (Каждого члена вашей семьи касаются и не проходят бесследно беды, происходящие с вами.                                                                                                               Ведущий. Ребята! Вы поняли и наглядно увидели, что происходит со всеми членами семьи, если с кем-то происходит беда и неприятности! А если в семье все хорошо, то и болеть там никто не будет. Вы отлично справились со всеми зданиями! Надеюсь, что вы никогда не будете огорчать свою семью, и всегда будете помнить и заботиться  о своих близких  и родных людях! Удачи и счастливого пути! Звучит песня «Голубой вагон»                                          Станция «Спортивная»   Ведущий.  Спорт  и  здоровье неразделимы. Большую часть времени мы проводим в сидячем положении, поэтому  каждому необходимо уделять время физкультминуткам, чтобы элементарно поддерживать себя в спортивной форме для сохранения  своего здоровья. Но в идеале физическая культура должна сопровождать человека с самого рождения и всю жизнь, поскольку спорт помогает сохранить здоровье, избавиться от некоторых заболеваний, продолжить жизнь и повысить самооценку,  что является чрезвычайно важным в любом возрасте.                               Что бы здоровье было в порядке,                                                                                         Не забывайте вы о …. (зарядке)                                                                                         О пользе зарядки нам твердят с самого раннего детства и трудно поспорить с этим утверждением. Многим из нас начинать утро с зарядки мешает элементарная лень, но, поборов её, вы сможете понять, что недаром провели первые минуты после сна, потратив их на зарядку. Зарядка не займёт много времени. Плюс зарядки в том, что она заряжает Вас энергией с самого утра, и в школе  вы уже не ищете момента, чтобы незаметно вздремнуть, а полными сил принимаетесь за свои обязанности.                                                                            

 Ведущий. Ребята! Вы знаете, поняли и наглядно убедились на своем примере, что  для поддержания спортивной формы и укрепления своего здоровья  надо дружить со спортом, делать зарядку для развития  мышц организма.

Вы отлично справились со всеми зданиями! Надеюсь, что вы никогда не будете болеть, заниматься спортом,  и каждый день начинать с зарядки, например, той которую мы с вами выполняли.  ( Раздаем на листочках образец зарядки)    Удачи и счастливого пути!

Звучит песня «Голубой вагон»

Станция «Чистюлькино»

Ученик. В нашей школе мы живём уж не первый год.

Откровенно вам скажу: славный вы народ!

Никогда наши ребята не едят немытых ягод!

Чистят зубы, моют уши, и со спортом они дружат!

Посмотрите на ребят: не сутулятся сидят.

Все умыты, все опрятны, даже очень аккуратны!

Сценка « Чистюля и Грязнуля».

Чистота:Добрый день! Я – чистота.

С вами быть хочу всегда.

Сначала познакомлюсь с вами,

Чтобы стали мы друзьями.

Я пришла вас научить,

Как здоровье сохранить.

Мой совет совсем несложный,

С грязью будьте осторожны.

Входит Грязнуля.

Вы про грязь? А вот и я!

Ну, здравствуй, здравствуй чистота.

Чистота. Ты ко мне не приближайся

И ко мне не прикасайся.

Грязнуля. Фу! Чистюля, просто смех!

А платье-то, какое — не на что смотреть.

То ли дело у меня:

От борща пятно большое,

Вот сметана,  вот жаркое,

Это клей, а здесь чернила.

Согласитесь, очень мило!

Я  наряд свой обожаю

На другой не променяю.

С кем знакомиться я буду?!

Приду я к тем, кто не моет посуду,

Кто грязь разводит повсюду.

Я забираюсь в уголки,

Там, где пыль и пауки.

Чистоту я не терплю,

Тараканов, мух люблю.

Чистота. На празднике нашем не найдёшь ты друзей.

Мы скажем все дружно: « Уходи от нас быстрей!».

Грязнуля. Плохи мои тут дела-

В этой школе друзей не нашла.

Ведущий и чистюля хором:

А мы напомним навсегда: залог здоровья чистота.

Ведущий.  Я думаю, что к нам в гости Грязнуля больше никогда не придёт! И хочу дать вам совет из умной книги, как правильно мыть руки.

  1. Закатай рукава.
  2. Намочи руки.
  3. Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
  4. Потри не только руки, но и тыльную сторону рук.
  5. Смой пену.
  6. Вытри руки.

     Ведущий.  Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по стране Здоровья, посетили 5 станций. И в заключение хочется вам дать несколько советов. А для этого давайте поиграем в игру: «Да и нет».

  1. Напоследок, дети, дам я вам советы:

Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.

На неправильный  совет говорите:  « Нет, нет, нет»!

  1. Постоянно нужно есть для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,  творог, простоквашу.

Если мой совет хороший  —  вы похлопайте в ладоши!

  1. Зубы вы почистили и идёте спать,

Захватите булочку сладкую в кровать.

Это правильный совет?

  1. Ох! Неловкая Людмила на пол щётку уронила

С полу щётку поднимает, чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

С радостью услышали ваш правильный ответ.

И верим, что запомнили, что полезно, а что нет.

 

«Здоров будешь – все добудешь»

Цель: формирование интереса детей к здоровому образу жизни. Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью. Помочь детям задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья. Воспитание чувства коллективизма, умение работать в группах.Развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;                                                                                               Форма проведения: классный час.

Оборудование: плакаты; магнитная доска; шарики, вырезанные из цветной бумаги; карточки с пословицей (“разрезанной” на отдельные слова); сделанный из картона большой градусник и десять маленьких градусников (по количеству учащихся в группе); калькулятор; белая бумага; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I этап. Мотивационный:

Формирование внутренней мотивации к обсуждению проблемы здоровья.

  1. Введение в тему:

Учитель: Отгадайте загадку:

— Что на свете дороже всего? (здоровье).

— А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).  Сегодня много говорят о здоровье и не только говорят, но и пытаются что-то делать. Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. “Здоровый нищий счастливее больного короля” (цитата Шопенгауэра).  Сейчас даже наше правительство, наш президент обратили внимания на здоровье населения. Но чтобы ни предпринималось, мы сами в ответе за наше здоровье.

Учитель: Вы согласны? Итак, тема нашего занятия: “Здоров будешь – …”. (Плакат на доске открыт наполовину). Кто продолжит? (Учащиеся высказывают свои варианты, затем учитель открывает вторую часть плаката) “все добудешь”. Сегодня мы с вами дадим определение здоровью, попытаемся измерить температуру группы, поговорим о вредных привычках, попробуем разработать рекомендации в виде знаков здоровья.

  1. Определение понятия “здоровье”.

Учитель: А, вообще, что само слово “здоровье” обозначает? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы можете работать индивидуально, или вдвоем, или в группе. На обдумывания три минуты. (Учащиеся записывают свои определения на шариках и прикрепляют на магнитную доску). Ученики зачитывают “определения” на своих шариках и помещают на магнитную доску.

Учитель: А вот какое определение “здоровью” дается в толковом словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. (разворачивает плакат и зачитывает определение): “Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие”.

II этап. Определение проблемы.

Учитель: Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Наверное, нет, так как не можем прожить без тех или иных болячек, ОРЗ, гриппа и так далее. И сегодня мы попытаемся определить некоторые шаги, которые помогут поддержанию и укреплению нашего здоровья.

Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Сейчас много компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов.

— А они вредны для здоровья? (От компьютера, телевизора, мобильного телефона идут вредные для организма излучения, а компьютер, кроме того, очень влияет на зрение).

Нужно знать, как пользоваться ими без вреда для собственного здоровья.

30 минут работы на компьютере, перерыв не мене 30 минут.

Не смотреть телевизор более 2 часов.

Не носить телефон на теле.                                                                                         Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.

— Что мы должны сделать, как только проснулись?

Умыться, почистить зубы, зарядку сделать.

— А что нужно сделать еще для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме.

“ П Д О Р И Ж У С Ь     О С     О П Т О С Р М ! ”

(Подружись со спортом!)

30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.

Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.

По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

— А что сильно вредит здоровью еще? (плохой воздух и вода)

Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.

— Какие угрозы здоровью вы еще знаете? (вредные привычки – курение, алкоголь, наркомания).

Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными. У нас работало 3 группы, которые собирали информацию о вредных привычках и сейчас ребята представят свои проекты. Пожалуйста, разделитесь на группы.

1 группа: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается!

Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 минут.

2 ученик.В развитых странах в последнее время все более модным становится здоровый образ жизни – занятие спортом, потребление полезных продуктов и, разумеется, отказ от курения. При приеме на работу предпочтение отдается некурящим претендентам.

3 ученик. Во многих общественных местах – кинотеатрах, ресторанах и так далее – действует официальный запрет на сигареты. За курение в общественных местах взимаются крупные штрафы, запрещается реклама табачных изделий.

4 ученик.  Я позволю себе напомнить еще об одной проблеме. Существует еще так называемое пассивное, или вынужденное курение. И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиками и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье.

2 группа. Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело болели.

3 группа. Наркомания – одна из самых страшных бед, которая может искалечить не только личную жизнь каждого, но и привести к гибели целую нацию. И это не просто «суровые слова».

Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.

Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье. Правильная организация свободного времени – один из способов отвлечения людей от курения, пьянства, наркомании.

– Назовите способы проведения досуга. (Музыка, спорт, танцы, «хобби») ФИЗМИНУТКА

-Ну вот, мы сделали самую настоящую зарядку. И здоровье наше стало чуть-чуть лучше.

 Учитель. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

  1. Соберите пословицу. (Работа в группах)

Пожалуйста, соберите известные пословицы о здоровье. Вы будите работать в группах .На обдумывание – три минуты.

1.(Пословица “разрезана” на отдельные слова. Учащиеся собирают пословицу: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”).

деньги          потерял    ничего        не  потерял   время     потерял   многое   потерял  здоровье    потерял      все    потерял

2.Здоровье … за деньги не купишь.

  1. Здоровому каждый день праздник.

Учитель: Вы согласны с таким высказыванием? Почему? (Учащиеся высказывают свое мнение)

  1. Определение “температуры” класса.

Учитель: Сейчас я попрошу каждого из вас определить, если так можно сказать, температуру своего здоровья. Если человек здоров, то температура его тела – 36,7°. А насколько “градусов” вы чувствуете себя? (Учитель раздает каждому ученику “градусник” и ученики отмечают температуру своего здоровья)

Учитель: Теперь давайте, определим здоровье нашего класса. (Один ученик суммирует все данные, находит средний показатель и отмечает на одном большом градуснике).

Работа в группах. Сейчас каждая группа получит информацию, где спрятаны правила ЗОЖ. Вы должны их найти.

1.Коля считал, что в жизни столько всего интересного и столько надо успеть, что ему просто некогда было искупаться, умыться, почистить и погладить одежду, вымыть обувь. Ел он на ходу, забывая помыть руки, а часто и фрукты.

2.Вася очень любил читать. Он читал много и везде: во время еды, по дороге в школу, в транспорте, вечером, после приготовления уроков. А когда мама выключала свет и желала спокойной ночи, он, чтобы не расстраивать маму, читал под одеялом при свете фонарика. А ещё Вася любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по несколько часов, в перерывах между чтением.

3.Света очень любила конфеты, но боялась зубных врачей. После еды она забывала не только почистить зубы, но и прополоскать рот. Постепенно на дёснах появился налёт, в зубах появились маленькие дырочки, которые становились больше, а цвет зубов стал тёмным. Света считала, что зубы покрасили конфеты.

(Ответы)

(соблюдение личной гигиены, опрятность, гигиена зрения, слуха, правильная осанка, своевременное обращение к врачу)

Основными режимными моментами у нас в школе являются завтрак, обед, ужин.

Попробуем составить меню на один день. У меня в конвертах даны  наборы слов с названием блюд. Подберите блюда на завтрак, обед, ужин.

(Борщ, суп, каша, хлеб, чай, рыба, компот, кефир, молоко, овощи, фрукты, котлеты, макароны, сыр, масло). (каши, молочные продукты, мясо, рыба, фрукты, овощи)

III этап. Групповое решение.

  1. Дорожные знаки.
  2. “Знаки” здоровья. (Работа в новых группах)

Ученик: Какие “знаки” здоровья можете предложить вы? Пожалуйста, нарисуйте предупреждающие знаки, предписывающие знаки и запрещающие знаки. Объясните, почему вы предлагаете те или иные знаки. Вы будите работать в новых группах по четыре – пять человек. На создание знаков вам дается пять – семь минут и одна минута на их презентацию. Создавая знаки, пожалуйста, не забывайте о теме нашего мероприятия.

(Учащиеся рисуют “знаки здоровья” и помещают их на магнитную доску. Представители от каждой группы защищают придуманные знаки)

IV этап. Рефлексивный итог мероприятия.

  1. Заключительное слово учителя.

Учитель: Давайте подумаем о том, что сегодня произошло. В начале нашего разговора мы попытались дать определения понятию здоровья. Так? А что было потом? (Учащиеся вспоминают о градусниках и т.д.) Верно, вы определили свое, если так можно сказать, здоровье, здоровье всей группы, после этого разработали рекомендации в виде знаков здоровья. Вспомнили о вредных привычках. После всего, какие можно сделать выводы?

  1. Выводы учащихся.

(Учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель. Подводя черту нашему разговору, я хочу закончить такими словами: “Берегите здоровье друг друга.

У Природы мы – малая часть.

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили сейчас”.     (А.Дементьев)

«Витамины в жизни человека»

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, в рациональном питании; закрепление и расширение знаний о влиянии витаминов на здоровье человека.

Форма проведения: «Классный час»

Учитель. Итак тема нашего занятия «Витамины в жизни человека».  Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Важнейшим жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Сегодня мы с вами поговорим о витаминах, их значении для здоровья человека.  Давайте вспомним, что человеку необходимо для жизни. (Воздух, вода, еда.)

 Витамин А: У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я? Витамин А! Меня можно найти в молочных и кисломолочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами, ребята!

Витамин В и В: Ну а если вам не хватает нас – витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам, как …В: Хлеб! В: Каши!В: Молоко!В: Творог!В: Сыр!В: Яйца!

В: Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В?

В: Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…

В: Ребята, думаем, вы поняли как полезен витамин В и как вреден его недостаток.

ВИКТОРИНА:

 И в заключение проведем небольшую викторину и узнаем что вы запомнили о витаминах. Я буду загадывать загадки а вы отвечайте о каких продуктах идет речь:

1.Висит шарик с бугорком,

А в нутрии он с сахарком. (грушу).

  1. Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни.

Как зеленый чурбачок,

Под названьем ….(кабачок)

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек. (лук)

Низок, да колюч, сладок, да пахуч.

  1. Ягоды сорвёшь, всю руку обдерёшь. (крыжовник)
  2. Красна и зерниста, сладка и душиста. (малина)
  3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
  4. Как на нашей грядке выросли загадки.

Крепкие, зелёные, хороши солёные. (огурцы)

Вот так диковина – на ветке морковина.

  1. Висит, краснеется, на солнце греется. (перец)

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня салат.

  1. В суп кладут и так едят. (помидор).

С наружи красное, а раскусишь белое. (редиска).

Кругла, а не мяч.

Желта, а не масло.

  1. С хвостиком а не мышь. (репа)

Этот рыжий озорник, к солнцу южному привык.

Круглый, рыжий, словно шар,

Не лежит на месте. Он кричит на весь базар:

 

Итак следующее задание надо угадать витамин.

  • Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, оздоравливает кожу. (Витамин А.)
  • Этот витамин повышает сопротивляемость организма к инфекциям, влияет на наполнение и расходование энергии, укрепляет кровеносные сосуды, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии десны, зубы, кости, является сильным антиоксидантбм. (Витамин С.)
  • Этот жирорастворимый витамин необходим для абсорбции и утилизации кальция и фосфора в желудочно-кишечном тракте. Он нужен для роста организма и особенно важен для нормального роста и развития костей и зубов у детей. Он также важен для профилактики и лечения остеопороза. (Витамин D.)

Классный час «Здоровье – главное богатство человека»

Цели: создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье».

Задачи:

формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни;

обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;

Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с литературой, проводят исследования, создают памятки.

Ход урока

— Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?    Здоровье.

— Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Сегодня, на занятии  мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.

Тема классного часа: «Здоровье — главное богатство человека».

Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).

Предлагаем наш режим дня:

Подъем: 6.30 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.

Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо проветренной комнате. После зарядки нужно умыться в 7.00. Сначала нужно тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не забудьте причесаться.

Завтрак: 7.20. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или банан).

Выход из дома. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем воздухе.

В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.

В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После занятий в 13.10 идем домой.

Обед в 13.30. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные или рыбные. После обеда – отдых в 14.00. 1,5ч-2ч. Можно поспать, почитать книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.

Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.00.

Мы приготовили памятки: «Как правильно готовить уроки». Соблюдайте эти правила, и они помогут вам.

После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику.

В 17.40 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию, чтению, посетить кружки, секции. Помочь по дому.

Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть телевизор. Но не более 30 – 40 минут. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы.

Сон в 21.00. Детям 6 -9 лет рекомендуется спать 10 – 11 часов.

Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.

Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!

Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье. Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут, что относится к правильному питанию. Появляется второй лепесток.

Выступление 2-ой группы.

Ученик: Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.

Белки — основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.

Если организм не получает белки — это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7 – 10 лет – 79г.

Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для детей нашего возраста 310г., жиров 110 г. и 79г. соответственно.

Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.

2–ой ученик: Следующие питательные вещества составляют целую группу.

Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов.

3-й ученик: Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных, полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в этом нам помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из разнообразных каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба, хлебобулочных изделий, горячих напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько мы получаем питательных веществ с горячим завтраком в школе, мы, вместе с родителями, составили меню на день.

Важно соблюдать правила питания. Мы составили их для вас. Эти правила вы внимательно изучите дома и хорошо запомните.

Основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать.

Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.

Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

— О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа. Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»

Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым.

А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.

— Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми.

комплексы упражнений для утренней гимнастики;

комплексы упражнений для исправления осанки;

комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;

физминутки.

2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов упражнений для утренней гимнастики. (Показ).

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Упражнение для поддержания правильной осанки.

Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила.

(Ученик читает правила).

3–й ученик: Гимнастика для глаз.

Упражнение 1.

Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.

Открыть глаза на 3–5 сек. (делать 6–8 раз).

Упражнение 2.

Быстрое моргание 1 – 2 мин.

Упражнение 3.

Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.

Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также соблюдать правила.

Не читай лежа,

Не наклоняйся близко при чтении,

Не играй с взрывоопасными предметами,

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

Делай гимнастику для глаз.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.

Эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда красивыми.

Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет — хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание. Об этом нам расскажут ребята из четвертой группы.

Ученик: Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.

Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся!.. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.

Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то есть постоянно.

Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам.

2–ой ученик: Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе.

Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!

Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из пятой группы.

Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены. Важно помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете, почему?

— Потому что через эти предметы можно заразиться.

А сейчас такое задание:

Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка).

Вывод: Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.

Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма, подготовили материал ребята из шестой группы.

Ученик: Скажите, что вы делаете по привычке?

Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом?

— Полезные привычки.

Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.

2–ой ученик: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается!

Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело болели.

Но самая страшная болезнь нашего века – это наркомания. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ — наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным наркотическим веществам.

Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.

Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.

Учитель: Человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек. Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды. Выяснить, в каких условиях находится природа, окружающая нас, попытались наши ребята (выступление экспертной группы). Открывается седьмой лепесток.

Ученик: Мы создали группу экспертов и совместно с родителями провели эколого-здоровьесберегающую экспертизу условий местности. Подробно об этой экспертизе вы можете прочитать на страницах нашей книги, здесь описаны задания для экспертной группы, результаты их исследований. А решение, которое приняли ребята по результатам этих исследований, мы сейчас услышим.

После обсуждения результатов, мы решили, что мы должны, вместе со старшеклассниками, учителями активно участвовать в озеленении пришкольной территории, а также помогать взрослым озеленять наши дворы, улицы. Следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов, подъездов, своего дома.

Тогда вокруг нас будет чище и красивее.

Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.